Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 27.05.2018, 12:32

Сайт школы-интерната города Пскова

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Форум » Test category » Test forum » В помощь педагогу: дидактические материалы (Дидактические материалы (памятки, схемы...))
В помощь педагогу: дидактические материалы
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:10 | Сообщение # 46
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Основные звенья в работе по освоению содержанию текста.
Мысленно уяснить значение каждого слова, словосочетания и предложения с целью ограничения понятного от малопонятного и непонятного. Использовать для этого вопросы. Что это значит? Как это понимать?
Выявив новое, неизвестное, непонятное или малопонятное, выяснить с помощью словарей и справочников его смысловое значение.
Найти в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения или отдельные их части и с их помощью уяснить основную мысль, объединяющую группу предложений в единое целое, т.е. в сложное синтаксическое целое.
Рассматривать сложное синтаксическое целое в двух планах:
а) в плане выделения темы (О чём говорится? Что доказывается?);
б) в плане конкретного раскрытия темы (Что об этом говорится? Как доказывается?)
На основе анализа сложных синтаксических целых выделить главную мысль (идею) объединяющую их в целостное образование, и установить, таким образом, имеющуюся между ними внутреннюю связь.
Путем постановки вопросов: Почему? С какой целью? Чем объяснить? Чем вызвано? К чему привело? К чему могло бы привести? Что было бы, если ….? Каково значение? Вести мысленный диалог с текстом.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:10 | Сообщение # 47
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Анализ текстов.

Анализ текста включает задания, которые предполагают проверку умений:
распознавать в тексте термины и понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;
объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;
описывать с опорой на используемый текст, изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или конкретных примеров;
характеризовать изучаемый объект, выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;
выделять в тексте, содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;
выделять главную мысль текста;
самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;
сравнивать несколько социальных объектов, предъявленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников;
делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;
сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
составлять план, тезисы;
конспектировать;
составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснение терминов, указание на связь между основными понятиями и т.п.);
преобразовывать текстовую информацию в условно - графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:11 | Сообщение # 48
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Приемы работы с текстами:

Чтение и анализ: выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; комментированное чтение; коллективный разбор текста; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; самостоятельная постановка вопросов к тексту; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление текстовых, сравнительно - обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно – логического, тематического), тезисов, конспекта, подготовка небольших сообщений, рефератов и т.д.

Способы работы с печатными материалами.

Для учителя: 1) включение сведений из печатных СМИ в изложение нового материала;

2)пересказ или зачитывание отдельных публикаций; 3) анализ газетной информации и ее комментирование; 4) использование материалов периодической печати для подготовки познавательных, проблемных заданий; 5) разработка памяток для комментирования событий внутренней и международной жизни.

Для учащихся: 1)чтение и комментирование газетных материалов по указанию учителя; 2) коллективный анализ и подготовка ответов на вопросы учителя; 3) выполнение самостоятельных заданий по подбору газетных материалов к определенной теме и определение места их включения в урок; 4) подготовка небольших сообщений на основе собранных материалов, планов, таблиц, схем, диаграмм.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:11 | Сообщение # 49
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка для решения познавательных задач

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи. С помощью словарей, справочников или учебника выясните непонятные термины.

2. Соотнесите вопросы и предписания, сформулированные в задаче, с её условием:

а) определите, что дает условия для решения задачи;
б) подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться;
в) подумайте. Какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.

3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваши решения.

5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

а) соответствует ли ответ существу вопроса задачи;
б) если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
в) нет ли противоречий между вашими аргументами;
г) нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
д) можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
е) не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами;
ж) готовы ли вы четко и убедительно изложить выводы и доказательства, объяснить, каким путем получен ответ.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:11 | Сообщение # 50
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка для выполнения учебно-практических заданий.
Уясните смысл требований (предписания) задания.
Продумайте, какие знания необходимы для выполнения задания, из каких источников их можно почерпнуть.
Продумайте план выполнения задания:
а) наметьте вопросы, на которые надо получить ответы;
б) определите, каким образом следует собрать необходимую для выполнения задания информацию (к каким источникам обратиться, с какими людьми побеседовать, какие объекты наблюдать);
в) подумайте, как вы будете фиксировать необходимые данные;
г) если задание выполняется в группе, распределите обязанности между ее членами;
д) определите сроки выполнения задания (по этапам);
е) обсудите с учителем или в группе намеченный план и при необходимости скорректируйте его.
Реализуйте составленный план.
Убедитесь, что задание выполнено полностью:
а) оцените, достаточно ли собранных данных, надежны ли они, нет ли ошибок при подсчете;
б) обдумайте собранную информацию, мысленно обобщите ее, сделайте практические предложения;
в) проверьте, насколько доказательны ваши выводы и предложения (практические рекомендации);
г) продумайте, все ли возможные выводы и предложения сделаны;
д) уточните дополнительные вопросы, возникшие в процессе выполнения задания; учтены ли они в итоге выполнения задания.
Изложите результаты выполнения задания в соответствии с указанием учителя в устной, письменной или наглядной форме.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:12 | Сообщение # 51
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Система задач “ проблемно-содержательного ” характера (9 типов).
Установление причинно - следственных связей общих и частных закономерностей общественного развития.
Определение преемственности между фактами, событиями, явлениями, эпохами.
Выяснение тенденций развития.
Определение степени прогрессивности исторического явления.
Периодизация эпохи или развития явления.
Выяснение специфики общественного явления и эпохи, установление различного социального смысла сходных явлений в разные эпохи.
Установление новых фактов и явлений.
Оценка характера явлений.
Извлечение уроков истории из фактов прошлого.

5 типов вопросов-заданий.
Вопросы для воспроизведения знаний с целью активизации деятельности учащихся, особенно в случаях, когда включенные задания сопряжены с формированием определенных практических и логических умений.
Вопросы, способствующие обогащению уже известных понятий новыми признаками, более углубленному изучению уже знакомого явления (особенно при концентрическом построении курса).
Вопросы для выявления причинной связи явлений.
Вопросы для показа перспективности в развитии явлений, поступательной или, наоборот, “ нисходящей направленности в развитии явления, решения проблемы.
Вопросы для обобщения, сравнения и оценки однородных явлений, определения их значений и т.п.

Задачи в работе над вопросами – задания.
Каково целевое назначение вопросов и заданий.
Каковы предполагаемые ответы, т.е. эталон ответа.
Какова степень сложности заданий, и в какой мере подготовлены учащиеся к их выполнению.
В какой форме будет выполняться задание, в каком звене учебного процесса, каковы временные рамки ответа.
Необходимость дополнительных инструкций, каковы степень их обстоятельности, какие возможны варианты, зависимые от конкретных учебных ситуаций.
Необходимость замены имеющихся в учебнике вопросов иными, новыми вопросами и заданиями.

Виды самостоятельных работ.
Проблемные (требующиеся самостоятельной работы и объяснения исторических явлений, их сущности).
Преобразованные способы изложения (составление плана, конспекта, тезисов, объединение сведений из нескольких источников).
Оценивающие (ответ товарища, доклад, книгу).
Практические (доклад, проведение экскурсии, сбор краеведческого материала).

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:12 | Сообщение # 52
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Реферат.

В энциклопедиях и справочниках реферат (от лат. докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы. Это вторичный текст, по своему смыслу соответствующий первоисточнику, ограниченный меньшим объёмом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста. Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы или проблемы, методике проведения исследования, его результатах.

В реферате выделяют:
собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника.
справочный аппарат.

Различают в зависимости от количества источников монографические рефераты (результат переработки одного источника) и обзорные (написанные на основе исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

Реферат это также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор литературы и других источников.

Язык реферативного текста характеризуется общими для научного стиля чертами: ясностью, точностью, логичностью, и доказательностью.

В устном представлении реферата предполагается:
обоснование актуальности избранной темы (почему данная работа представляет интерес для самого автора и в чем объективная необходимость обращения к данной теме);
анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;
указание, какого результата хотел бы автор работы добиться в идеале (сформулировать определенное решение учебной или научной проблемы).

Подготовленный текст работы, снабженный необходимым научным аппаратом, аккуратно переписанный или перепечатанный, заблаговременно, в установленные в образовательном учреждении сроки, сдается рецензенту, а на экзамене представляется на публичную защиту.

С позиции современного школьного образования реферат представляет собой мини – исследовательскую работу ученика по выбранной теме. Большое значение приобрели научные общества ребят, создаваемые при цикловых кафедрах, методических объединениях учителей. Это творческие группы ребят, совместно или индивидуально организующих исследовательскую работу по конкретной теме.

Обычно такая работа проводится в течение всего года и завершается написанием цельного логически взаимосвязанного материала в виде реферата.

Проблема может рассматриваться в хронологической последовательности, используются приемы сравнительного анализа эволюции или положен, может быть, принцип системности, аналитического сопоставления позиций разных ученых, мыслителей на эту проблему, тогда необходимо раскрыть причинно – следственные связи. А может быть композиционно расчленена на отдельные вопросы, изучение которых в совокупности позволит сделать общее заключение о сущности подобного явления или проблемы.

Есть смысл согласиться с мнением ряда ученых о том, что “тема реферата по обществознанию может быть ориентирована на местный материал, в таком случае теоретические знания курса будут конкретизированы, применены, отражены в практической плоскости. В основе реферата могут быть и социологические исследования, проведенные учеником”.

На постоянных консультациях школьники узнают об особенностях жанра рефератов, общих требованиях к ученическим работам, получают помощь в выборе литературы, в составлении плана исследования, в грамотном оформлении текста, подготовке выступления на защите.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:14 | Сообщение # 53
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка “Как писать реферат”.
Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
Составьте его план.
При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.
Оформите реферат.

Отдельные положения этой схемы нуждаются в дополнительных комментариях. В частности, приступая к новому виду научно-исследовательской работы, школьники должны отчетливо представлять структуру реферата.

Структура реферата.
План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
Обоснование выбора темы.
Теоретические основы выбранной темы.
Изложение основного вопроса.
Вывод и обобщения.
Практическое значение реферата.
Список использованной литературы.
Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:16 | Сообщение # 54
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
План реферата.

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:
ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;
новые, современные подходы к решению проблемы;
наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:
суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата;
критический обзор источников;
собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:
основные выводы;
результаты и личная значимость проделанной работы;
перспективы продолжения работы над темой.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:17 | Сообщение # 55
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Оформление списка использованной литературы.

Ф.И. 0. автора. Название книги. Место издания. Издательство. Год издания.

Оформление титульного листа.
Название среднего учебного заведения.
Тема реферата.
Фамилия, имя автора.
Класс.
Ф. И. О. учителя обществознания, осуществляющего научное руководство.
Год написания реферата.

Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста или 24 страницы ученической тетради.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:17 | Сообщение # 56
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Как подготовить реферат

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п.
Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием.
Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.
Составь план реферата.
Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключение, которого обязательно вырази свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.
Прочитай текст и отредактируй его.
Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, ее название, издательство, год выпуска, оставь два чистых листа для написания рецензии).

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:18 | Сообщение # 57
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Словарные задания для 3 – 9 классов.
Объяснить смысл и происхождение народных пословиц и поговорок, песен, приводимых в тексте учебника.
Подобрать пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения из нескольких рассказов по одной общей теме.
Выписать из параграфа учебника и из документов все новые слова и выражения, помогающие охарактеризовать исторического деятеля.
Подобрать к историческому термину семью родственных слов, объяснит исходные, затем производные.
Объяснить историческое происхождение и смысл слова, выражения. Когда примерно те или иные могли возникнуть. Почему?
Подобрать синонимы.
Употребить перечисленные выражения и термины в связной речи.
Объяснить смысл терминов и вспомнить с какими событиями они связаны.
Объяснить значение, а в ряде случаев и происхождение терминов.
Разграничить сходные термины. а) в каких случаях употребляются слова, б) в чем различие между реставрацией, реконструкцией, памятников культуры, в) употребите правильно слова в контексте.
Объяснить происхождение, первоначальный и современный смысл крылатого слова, выражения, изречения.
Объяснить происхождение исторического термина и дальнейшее применение его значения.
Вспомнить кому принадлежит изречение и с каким событием оно связано.
Объяснить смысл эпитета, образного выражения.
Объяснить исторический смысл изречения, поговорки.
Сгруппировать термины из учебника по одной теме.
Объяснить историческое происхождение названных городов и других населенных пунктов.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:18 | Сообщение # 58
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Словарные задания для 9 кл.
Назвать и объяснить (определить) группу терминов, связанных по содержанию.
Соотнести первоначальное и современное значение термина.
Определить понятия, выраженные в иностранных терминах, через соответствующие им слова в родном языке.
Объяснить сущность эпитета употребляемого при характеристике.
а) исторического деятеля, б) исторических фактов.
Объяснить смысл приложения древних крылатых слов к современности.
Употребить в контексте исторические термины. Разграничить понятия выраженные термины.
Объяснить происхождение и современное значение слова.
Объяснить смысл образного выражения, метафоры.
Вспомнить, кому принадлежат афоризмы, с какими крупными историческими событиями они связаны или в каких обстоятельствах высказаны.
Объяснить значение высказываний.
Объясните названия дореформенных населенных пунктов. О чем свидетельствуют названия современных населенных пунктов.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:19 | Сообщение # 59
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Список использованной литературы к размещенным выше материалам
Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей в 2-х ч. Ч.2. Отв. Ред. Н.Г. Дайри. М., “Просвещение”, 1978.
Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ.пособие /Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова.-5-е изд., стереотип.-Мн.: Выш.шк., 1999.-522 с.
Короткова М.В., Студенкин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.-192с.
Бахмутова Л.С. Методическая подготовка будущего учителя. // Преподавание истории и обществознания в школе. № 6 2002 стр. 48 – 56.
Дремова И.Н. Пакет правил и рекомендаций “учимся учиться” для кабинета истории // Преподавание истории в школе. № 7 2002 стр. 40 – 45.
Короткова М.В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществознания в школе. № 7 2002 стр. 28 – 36.
//Преподавание истории и обществознания в школе. № 1, 2 2001г.
История России с древнейших времен до конца ХVII в. 10 кл: Поурочные планы по учебнику А.Н.Сахаров, В.И. Буганов /Авт.-сост. Н.С. Кочетов.- Волгоград: Уч-ль, 2005.
Жиронкина Л.Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории // Преподавание истории в школе. № 9 2005г. стр.30-32
http://festival.1september.ru/articles/419075/
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:25 | Сообщение # 60
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
12. Вопрос как форма познания
Вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации о каком – либо объекте и требующее ответа, объяснения.
При постановке вопросов следует соблюдать следующие правила:
1. Вопрос должен быть осмысленным и корректным.
2. Вопрос должен быть сформулирован по возможности кратко и ясно.
3. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых.
4. В сложных разделительных вопросах необходимо указывать все возможные альтернативы.
 
Форум » Test category » Test forum » В помощь педагогу: дидактические материалы (Дидактические материалы (памятки, схемы...))
Поиск:


Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)