Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 27.05.2018, 18:49

Сайт школы-интерната города Пскова

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Test category » Test forum » Открытые уроки (мероприятия) (Как подготовить и провести открытый урок (мероприятие))
Открытые уроки (мероприятия)
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 15:20 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Рекомендации по проведению открытого урока

Практически все формы методической работы так или иначе связаны показом практических умений преподавателя перед коллегами. Предназначение открытых уроков: показ отработанной преподавателем методики, дающей высокий конечный результат или показ урока-эксперимента, когда новая методика-прием только создается, когда у преподавателя есть исследовательская задача и предполагаемые способы решения (гипотеза), но конечный результат не очевиден и необходимо экспертное мнение коллег.
Открытый урок - это всегда показ нового педагогического открытия. При ином подходе происходит девальвация открытых уроков.

Целесообразно открытый урок проводить следующим образом:
До начала урока преподаватель рассказывает проект будущего урока: его место в теме, разделе, курсе; раскрывает идею опыта, задачи обучения, воспитания, развития; рассказывает о путях и средствах решения поставленных задач; дает характеристику реальных возможностей группы, т. е. знакомит гостей со своей творческой лабораторией, включает их в осознанный процесс анализа проекта урока. В этом случае коллеги присутствуют уже не как наблюдатели, а как соучастники процесса.
По окончании урока - самоанализ: что удалось, что нет и почему; как использовались запасные методические ходы.
Коллеги, компетентность которых значительно возросла благодаря проведенной предварительной работе, высказывают свое мнение; дают рекомендации по дальнейшему развитию опыта.
Реально проведенный урок может оказаться как лучше, так и хуже своего проекта, может быть проведен и по совершенно новому, экспромтом возникшему варианту. Во всех этих случаях анализ обогащает и автора урока, и его коллег.

Это активная форма методического обучения, активного распространения педагогического опыта, что существенно повышает эффективность методической работы.

 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 15:20 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Методические рекомендации к открытому уроку
 
1.     Этапы учебного занятия определяются типом учебного занятия (изучение нового материала, закрепление, контроль и т.д.).
2.     Материал открытого учебного занятия может быть в какой-то мере сокращен, так как гости хотят ознакомиться не с темой урока, а с методическими приемами, которые Вы используете
3.     Тема учебного занятия может быть переозвучена для привлечения внимания, например: «Циклоалканы» - «Углеводы, кусающие себя за хвост»
4.     Учебное занятие должен начинаться с яркой идеи, привлечения внимания учащихся (но привлечение внимания должно осуществляться в соответствии с темой учебного занятия)
5.     Цель и задачи учебного занятия должны быть озвучены для учащихся (внимание, цель урока формулируется для учеников на доступном им языке, а в конспекте пишется цель урока в соответствии с педагогическими нормами)
6.     Цель учебного занятия только одна, она должна быть диагностируема (и более того, должна быть продиагностирована в ходе учебного занятия, в самоанализе указать результаты диагностики, не просто «цель достигнута», а «на основании таких-то данных мы можем сделать вывод, что цель достигнута) и достижима в рамках одного учебного занятия.
7.     Задач в уроке должно быть три (образовательная, воспитательная и развивающая). Они должны быть диагностируемы (в конспекте учитель должен указать способ диагностики решения этой задачи, в самоанализе нужно указать результаты этой диагностики) и достижимы в течение учебного занятия.
8.     Учебное занятие должно быть насыщенно различным методическими приемами (учитель должен показать свои самые любимые, эффективные приемы, а во время самоанализа доказать, что использование этих методических приемов обосновано)
9.     Методические приемы должны соответствовать теме учебного занятия, возрастным особенностям учащихся
10.   Конкурсный, открытый урок предполагает, что методические приемы будут необычными.
11.   В идеальном варианте учитель предлагает учащимся несколько вариантов организации образовательного процесса, из которых они выбирают тот, который им близок.
12.   На конкурсном уроке желательно показать групповую работу учащихся. Должен быть ВИДЕН педагог (именно его оценивают), но и ребята на уроке должны работать
13.   Оборудование к учебному занятию должно соответствовать методическим приемам и теме учебного занятия.
14.   Использование компьютерной презентации не является обязательным, ее необходимость диктуется содержанием и структурой урока.
15.   В конце занятия проводится рефлексия эмоционального состояния учеников на учебном занятии, проводится проверка усвоения учебного материала (знаневая рефлексия)
16.   Оценивание ребят обязательно (в том числе СЛОВЕСНОЕ)
17.   Самоанализ учебного занятия осуществляется сразу после его окончания.
18.   Какие-то моменты самоанализа (его план) могут быть пописаны заранее, но не все.
19.   ЧИТАТЬ самоанализ – грубая ошибка, так как полный самоанализ может быть написан только после урока.
20.   Самоанализ состоит из рефлексивной части, которая может быть сказана своими словами, и педагогического анализа, который должен быть построен методически грамотно
 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 15:45 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Основные типы уроков
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
 Структурные элементы учебного занятия (Смотри таблицу в приложении)
Этапы комбинированного урока:
1.Организация начала урока
2.Проверка выполнения домашнего задания
3.Всесторонняя проверка знаний
4.Подготовка к усвоению нового учебного материала.
5.Усвоение новых знаний.
6.Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
7.Закрепление новых знаний.
8.Подведение итогов урока.
9.Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.  
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
1.Организация начала урока
2.Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
3.Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
Прикрепления: 6240412.doc(32.0 Kb)
 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 15:47 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
ПОРТРЕТ ПОБЕДИТЕЛЯ КОНКУРСА УЧИТЕЛЕЙ

высокопрофессиональный предметник, имеющий фундаментальную подготовку;
учитель, обладающий способностью выходить за рамки традиционного, умеющий работать в инновационном режиме, побуждать детей к само­стоятельному поиску информации, развивать их творческую активность, что является органичным выражением его индивидуальности, педагогической, че­ловеческой сущности;
человек с широким кругозором, гуманитарным мышлением;
художественно одаренная личность с разносторонними интересами, увлечениями;
глубоко интеллигентный человек, наделенный такими качествами, как доброжелательность, предупредительность, толерантность, отзывчивость.

 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 15:48 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
План-конспект урока, как правило, состоит из следующих руб­рик:
ТЕМА: название темы берется из сборника учебных программ, из типового или разработанного вами поурочного планирования.
УРОК № ..: порядковый номер урока и его название выписы­ваются из вашего поурочного планирования.
ТИП УРОКА: определяется, исходя из целей и задач урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.
ЗАДАЧИ УРОКА: кратко перечисляется содержание образо­вательной, развивающей и воспитательной задач.
1. Образовательная задача:
знания (понятий, явлений, величин, формул, законов, тео­рий и т. п.);
умения
а) специальные (решение задач, проведение измерений и т. п.);
б) общеучебные: владение приемами письменной и устной, монологической и диалогической речи; различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов,
тезисов, конспекта, схем); владение основными видами ответов
(пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика,
сообщение, доклад); умение строить определение понятий, сравнения, доказательства, определять цель работы, выбирать рацио­нальные способы выполнения работы; владение способами кон­троля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки; умение коллек­тивно работать; управлять работой коллектива и т. п.;
навыки (умения, доведенные до автоматизма, при препода­вании физики формирование навыков не предусмотрено).
2. Воспитательная задача:
нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять
законы;
потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение (фор­мирование знаний о строении материи, веществе как виде материи, о динамических и статистических закономерностях, о влиянии ус­ловий на характер протекания физических процессов и т. п.).
3. Развивающая задача:
развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешне­го мира через органы чувств) сферы личности, эмоционально-во­левой (чувства, переживания, воля) и потребностно-мотивационной областей;
умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы дея­тельности, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента).

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: перечисляются оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. Сюда же включается список технических средств обучения (ТСО), которые будут использоваться на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамера и т. д.). Целесообразно вклю­чать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным эта­пам урока; рекомендуется план представлять в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

Этап урока
Приемы и методы
Время (мин.)

Под таблицей указывается домашнее задание, которое учащи­еся получат на следующий урок.
ХОД УРОКА — основная часть вашего плана-конспекта. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по про­ведению урока. Как правило, этот раздел в конспекте также пред­ставляется в виде таблицы:

Деятельность учителя
Деятельность ученика

Если вы готовите план-конспект открытого урока, то в тексте конспекта необходимо сделать ссылки на используемую литера­туру, а в конце текста приложить ее список.

 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 15:49 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
§2. Деловой стиль поведения как лучший выход из любых затруднений
____Очевидно, что с любой из перечисленных форм выяснения отношений связаны весьма серьезные педагогические издержки, будь то разнос или бахвальство, угодничество или понукание. Вероятно, именно от педагога при демонстрации каким-то из учеников своей «возмутительной» позиции, можно ожидать не типичной бытовой реакции (например, выговора), а использования тех или иных деловых средств воздействий. Все недостатки в поведении детей (включая их непонимание, незнание и ситуационный негативизм) для хорошего учителя — исключительно деловые объекты. Настойчивость, изобретательность, оптимизм и мажор должны лежать в основе его профессионализма
____Всё, с чем учитель сталкивается на открытом уроке, должно оказываться поводом только для делового подхода, делового поведения. Ведь главная обязанность учителя в том, чтобы суметь подобрать и осуществить с детьми на уроке такие разнообразные дела, в процессе выполнения которых ученики могли бы и обучаться, и воспитываться, и развиваться. Невзирая на то, что урок «открытый».
____Если же учитель будет всего лишь ждать от детей мгновенного послушания (беспрекословного повиновения) либо обожания (молчаливого восхищения), то, как только он не встретит желаемого, его неминуемо будет всасывать один из позиционных водоворотов. И тогда не только разносы и самовосхваление начнут засорять его поведение, но и откровенное заискивание и чуть ли не самоуничижение. Тогда как строго деловые устремления освобождают его от подобных инсинуаций, и он перестает бросаться на открытом уроке из одной крайности в другую.
____В любой ситуации учителю необходимо исходить из предположения, что в его взаимоотношениях с детьми в классе — полная и абсолютная ясность. Если эта ясность строится на реальном (а не на декларируемом) признании учителем своих обязанностей помогать всем и каждому из детей быть деловым, сообразительным и покладистым человеком, то он застрахован от своих позиционных притязаний к ним. Дети в классе такие, какие они есть, и именно он — учитель — должен организовать и обеспечить для них интересную и продуктивную деятельность.
____Особо отметим, что учитель, возвышающий себя и демонстрирующий свои достоинства (реальные или мнимые), обычно создает у присутствующих впечатление необыкновенно интересных, «блестящих» уроков. Такими уроками и учителями, как правило, гордятся школа, район, область (ведь для того чтобы, покоряя аудиторию, подать излагаемый материал как-то неординарно, с выдумкой, учителю явно необходимо ориентироваться в нем достаточно уверенно). С точки зрения режиссуры, такой педагогический стиль ведения занятий можно назвать концертно-солирующим. Бесспорно, что ученикам гораздо приятнее и полезнее присутствовать на уроках учителя, работающего в этом стиле, чем на уроках учителя, беспрерывно всех «ставящего на место».
____Но если сравнивать концертно-солирующий стиль с деловым, то у второго явно больше педагогических преимуществ, отсутствующих за внешней эффектностью первого. Но какой из этих стилей обычно выбирают учителя для своих открытых уроков — спрогнозировать, к сожалению, несложно. Неслучайно в печати то и дело раздаются голоса о том, что открытые уроки вредны школе. Но одни учителя старательно делают вид, что ничего о том не знают и не ведают. Тогда как другие успешно пытаются соединить, казалось бы, несоединимое и находят-таки некие парадоксальные способы, превращающие открытый урок из показушного и формального в живой, полезный и интересный детям (пусть местами даже и не совсем причесанный, а то и вовсе затрапезный).
.Ершова А.П., Ганькина М.В., Букатов В.М. К проблеме прав и обязанностей учеников и учителей на открытых уроках /По материалам брошюры – Открытый урок: режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Букатов, Мария Ганькина.- М.: Чистые пруды, 2006.- 32с. (Библиотечка „Первого сентября“, серия „Воспитание.Образование.Педагогика“. Вып.6).
 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 15:49 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
§1. Стиль поведения учителя на открытом уроке как зеркало его профессиональных установок
____Начиная открытый урок, каждый из учителей невольно исходит из каких-то своих представлений о том, что он на нем обязан делать, а чего не обязан.
____Например, одни учителя считают, что они никак не обязаны будут десять раз повторять одно и то же, потому что дети должны слушать их внимательно сразу (тем более — на открытом уроке!). Другие — что они будут обязаны в первую очередь заинтересовать учеников своим заданием и, готовясь к открытому уроку, основное внимание станут уделять именно этому. Третьи считают, что обязаны учитывать столь присущую некоторым детям забывчивость и непонятливость, а потому для проведения открытого урока постараются запастись терпеливостью…
____В результате на открытых уроках у одних учителей возникает обстановка мажорно-деловая, у других — пассивно-терпеливая. А у кого-то — истерически-взвинченная. Или хлопотливо-беспомощная…
____Подчеркнем, что любая фраза, произносимая учителем на открытом уроке, может диктоваться не только его деловыми интересами, но и теми интересами, которые в режиссуре именуются позиционными (например, одернуть партнера, «поставить его на место», то есть принудить отказаться от «неверной» позиции; в повседневном обиходе позиционные претензии часто выглядят как кратковременные стычки, во время которых речь у общающихся идет не столько о деле, сколько о том, как оно выполняется и какие взаимоотношения за этим кроются).
____Если учитель, бюрократически подходя к своей работе, твердо убежден, что в его обязанности входят лишь объяснение и контроль за исполнением, то, защищая свои права на размеренную жизнь, он и на открытом уроке неминуемо займет путь блокирования любых ученических притязаний (инициатив, интересов, непониманий). И его поведение будет направлено на увеличение дистанции, то есть «отдаление учеников от себя», с тем чтобы они знали «свое место» и не мешали ему с достоинством совершать необходимый дидактический ритуал, строго следуя подготовленному конспекту.
____Если же учитель будет стремиться, чтобы дети даже на отрытом уроке работали сами, то ни их притязания, ни производимый ими рабочий шум его уже особо смущать не будут. А поведение его станет столь разнообразным, что сразу и не разберешь — деловыми или позиционными заботами он занят.
____Режиссер, окажись он на открытом уроке, обязательно бы начал обращать внимание на то, кого учитель своим поведением возвышает — себя или учеников? А если он ставит на место, то опять-таки — себя или тех, кто сидит за партами? Другими словами, он обслуживает интересы и желания свои собственные или интересы и желания учеников, по ходу работы «над их недостатками»? Или же учитель стремится всего лишь к тому, чтобы занять как можно более лестное место в сердцах учеников? Желает им понравиться (то есть хлопочет о каком-то для себя выгодном уменьшении дистанции между ним и учениками)? Или он стремится завоевать как можно больший авторитет в глазах присутствующих гостей?..
____Если учитель предлагает классу очередное задание, то для чего? Чтобы поставить учеников на место, одернуть, пуститься в распекание? Или чтобы блеснуть самому, пускаясь в саморекламу и самоутверждение? А если он для более тесного контакта с учениками начинает перед ними заискивать, становясь чересчур уступчивым? Или же, наоборот, начинает злоупотреблять своим покровительственным понуканием?
 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 15:53 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Урок, его виды.
Рекомендации к открытому уроку
Урок- это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, основная форма организации обучения в современной школе. В нем находятся все основные компоненты учебно-воспитательного процесса6 цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и ученика.
К необычному на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Бывали и редкие исключения, только подтверждающие незыблемость правила: диалогистика Сократа, уроки на природе в "Доме радости" Витторино де Фельтре.
Первые, как бы "узаконенные" элементы необычного вносит в урок "Великая диалектика" Я.А.Каменского. Прежде всего - это принцип наглядности. Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. Появилась возможность не просто давать положенные знания, но и "раскрашивать" их, представлять с необычной стороны.
Урок необходимо проектировать, тем более открытый. И.С.Якиманская различает термин "прожектирование" (медленное, идеальное выстраивание чего-либо и "проектирование" (как создание и практическое выполнение проекта). Анализ педагогической литературы позволяет выделить обобщающую схему проектирования учебной деятельности:
1. Определение цели проектирования (целеполагание).
2. Выяснение схемы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка).
3. Описание педагогической действительности. Подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния)
4. Фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического мышления для принятия решения по созданию проекта (рефлексия).
5. Выдвижение гипотез о вариантах достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование).
6. Построение конкретной модели педагогического объекта (моделирование).
7. Построение методики измерения параметров педагогического объекта.
8. Реализация проекта (внедрение).
9. Оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися.
10. Построение оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта.
Это наиболее полная схема проектирования ( а не планирование)не отвечает всего лишь на один вопрос: кто проектирует? Ответ на него как бы очевиден - учитель. Ученик здесь тоже как бы очевиден - все это делается для него, но без него.
С другой стороны, попытки реализовать такое проектирование приводят к проблемам, отмечаемым самим учителем.
1. Совместное проектирование, понимается как обучение учащихся активной умственной деятельности.
2. Усилия переносятся с совместной разработки содержания на единоличное создание учителем проблемной ситуации.
3. Совместное проектирование понимается как совмещение разных уроков.
4. Неумение выделять личностно-значимые для учащихся ценности в содержании изучаемых знаний.
5. Приоритет тактических планирований в подготовке к уроку над стратегическими.
Общим местом становится отсутствия понимания смысла учебного взаимодействия, как условия самоактуализации учащихся. Вместе с тем, умелое применение отдельных элементов традиционного понимаемого совместного проектирования представляет педагогический опыт известного учителя истории из г.Либинска (Краснодарский край) А.В.Литвинова.
Стало совершенно очевидно, что прежний опыт проведения открытых уроков себя исчерпал. Открытые уроки стали объектом справедливой иронии сатириков, общества и даже самих детей. Все это приводит к снижению авторитета учителя и школы как социального института. Дети, общество хотят видеть в современном учителе педагога эрудиционного типа, интеллектуала, человека с чувством юмора, находчивого гордого, способного к рефлексии, способному к научному анализу своих изобретений.
С другой стороны, в самой учительской среде появляется все больше профессионалов высокого класса, специалистов с высокими степенями, которые могут и хотят передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной аналитической дискуссии с целью саморазвития.
 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 15:53 | Сообщение # 9
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Модель школьной программы открытых уроков
1.Цели проведения открытых уроков.
2.Открытй урок, как правило, является составной частью изучения профессиональной деятельности учителя в его системном проявлении. Речь идет об изучении работы учителя по диагностированию успешности, анализу, документальному обеспечению образовательно-воспитательного процесса, его общественно-педагогической деятельности, организации внеклассной работы по предмету, его кабинетной работы, его методической деятельности, проводимым им внеклассным мероприятиям, урокам, подготовке учащихся к конкурсам и полученным вообще результатам обучения, работе с родителями. Проектно-исследовательской и экспериментальной работе, классному руководству.
3.Выбор ключевых тем для подготовки и проведения комплекса предъявляемых педагогических мероприятий (предположим, показ нескольких уроков темы, внеклассных занятий по индивидуальным программам с одаренными детьми, специальная работа с учащимися. Требующими дополнительного педагогического внимания. Работа с учащимися, подготовленными для участия в олимпиадах и предметных соревнованиях, проведение межпредметного вечера, проведение профориентационного классного часа и экскурсии).
4.Совместная работа ( с заместителями директора по УВР или по НМР) по подготовке к проведению открытых мероприятий, или создание временного творческого коллектива с той же целью, или создание консультационной группы для помощи учителю.
5.Разработка единого плана проведения открытых мероприятий с указанием сроков, выбор или назначение группы поддержки или группы анализа и оценки, определение уровня, на котором будет представлен изучаемый опыт, форма поддержки и распространения предъявленного опыта.
6.Разработка шкалы и ресурсов стимулирования творческого труда педагогов за что, на основании каких критериев, в какой форме и в каких величинах будет оценена деятельность педагога и лиц, принимавших участие в этой деятельности, в том числе и учащихся и родителей).
В этом смысле важно представлять всю палитру возможных стимулов, которые могут быть задействованы администрацией и общественными организациями школы с целью повышения мотивации педагогов к творческой продуктивной деятельности.
 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 15:59 | Сообщение # 10
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
Критериями успешности можно считать:
1.Удовлетворенность самого учителя, коллег, администрации и учащихся.
2.Наличие оправданной, полезной и педагогической привлекательной новизны.
3.Факт достижения заявленных целей.
4.Возможность использования показанного опыта в работе коллег.
5.Сбалансированность воспитательно-образовательных взаимодействий.
6.Активизацию познавательной деятельности учащихся.
7.Наличие доверительно-уважительной, эмоционально положительной обстановки, увлеченность и включенность учащихся в процесс.
8.Сбалансированность форм и методов, применяемых в процессе деятельности.
9.Учет интересов каждой группы учащихся (нуждающихся в педагогической поддержке, одаренных, успешных, средних).
10.Использование необходимых и достаточных вспомогательных средств обучения, средств наглядности, технических средств.
11.Разумное соотношение репродуктивного, репетиционного и поискового. Творческого.
Сценарии, видеозаписи и анализ открытых уроков постепенно могут составить золотую коллекцию лучших уроков школы, что позволит учить на этом благодатном материале новых учителей школы.
Особый ряд могут составить неудачные или провальные открытые уроки, которые обычно оставляют тяжелый след в жизни педагога и могут надломить его и даже способствовать его уходу из школы. В этом случае администрация обязана не допустить резко критического разбора урока, - с одной стороны, и терапевтической поддержки педагога - с другой стороны. Не отступая, медленно, но совместно с педагогом следует подготовить новое педагогическое событие, ответственность за успех или неуспех которого поделят между собой как учитель, так и директор, или заместитель директора.
Перейдем к описанию новой технологии. Для того, чтобы ее осуществить, необходимо обеспечить следующие условия: урок, предшествующий открытому в день его представления, и урок, следующий за открытым, должны быть у учителя свободными от работы в других классах.
 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 15:59 | Сообщение # 11
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
1.Характеристика обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса, где будет даваться открытый урок.
Это абсолютно необходимый элемент технологии, необходимая информация, которую учитель сообщает гостям до проведения открытого урока. Мы не приводим здесь параметры обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей, поскольку они не новы. Их можно найти в книгах и через сеть Интернет.
Необходимо понять, что если эта информация перед открытым уроком
Отсутствует , то все разговоры директора, его заместителей, учителе, представляющих открытые уроки, о личностно-ориентированном образовании в их школе, о дифференциации и индивидуализации обучения, о диагностике личности ребенка в школе и прочее являются ложью.
Полагаем, что излишне доказывать, что любой психолого-педагогический инструментарий, любая методика или технология подбирается под возможности, особенности ребенка. Это как будто сейчас самоочевидно. Однако большинство открытых уроков в большинстве школ России проходят без информирования гостей об особенностях детей класса, где будет даваться открытый урок.
На уроках, где отсутствовала диагностика детей, после разбора только что проведенного урока, гости могут задать вопросы, которые приводят в полный конфуз учителя. А последний в свою очередь пытается дать беспомощные ответы, чтобы, хоть как-то спасти лицо свое и школы, но от этой беспомощности еще больше демонстрировали свою профессиональную некомпетентность едва ли не в самом важном вопросе педагогической практике.
Гости снисходительно молчали, а когда расходились, то было очевидно, что лучше бы такого открытого урока не давать вообще и такого позора не испытывать. Среди педагогов уже достаточно современно и хорошо образованных учителей, которых как говорят, на дешевке, то есть на примитивном не проведешь. Они хотят и будут задавать вопросы, они сами достаточно компетентны, эрудироованны, они дорожат своим временем.
 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 16:00 | Сообщение # 12
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
2.Рассказ учителя гостям о проекте предстоящего открытого урока.
В этой части работы с гостями предлагается следующий алгоритм.
учитель сначала дает характеристику класса, где будет проводиться открытый урок, потом рассказывает о проекте предстоящего урока и затем связывает эти части, пояснив гостям, где и как он учитывал те или иные особенности групп детей при конструировании проекта;
учитель сразу же в процессе изложения проекта поясняет, какие особенности обученности и обучаемости он учитывал.
Заметим также, что связь проекта с учебными и воспитательными возможностями детей представляет собой важный элемент следующего шага предлагаемой технологии- "Обоснование проекта". Форма рассказа о проекте открытого урока, а также его структура и содержание достаточно вариативны и определяются самим учителем, зависят от его видения. Учитель, как правило, говорит о месте урока в теме, разделе, курсе; называет ценностные основы, цели, характеризует выбранное содержание учебного материала, методы, формы, обосновывая свой выбор и т.п. Разумеется большое значение имеет новшество, разработанное учителем ( если их нет, то трудно понять, зачем пригласили людей, среди которых наверняка есть опытные, высококвалифицированные специалисты)
 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 16:00 | Сообщение # 13
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
3.Обоснование проекта открытого урока.
Здесь прежде всего раскрываются те научные источники, которые лежат в основе проекта. Желательно, чтобы учитель назвал ведущие дидактические теории, концепции, парадигмы, образовательные практики. На которые он опирался при проектировании. Здесь же называются работы ученых-методистов, других известных и неизвестных практиков, идеи и опыт которых были заимствованы. К обоснованию проекта относятся и результаты диагностики личности учащихся класса, которые могут быть получены путем тестирования, педагогических наблюдений, путем экспертной оценки учебной и воспитательных возможностей детей в ходе педагогического или психолого-педагогического консилиума и другими путями.
Было бы весьма желательно, чтобы учитель, насколько это возможно, раскрыл свою творческую лабораторию, то есть рассказал, как создавалось разработанная им методика, новшество.
Рекомендуем учителю по возможности более или менее четко определить, что представляет собой его проект с точки зрения известных путей рождения новшеств:
это модификация (совершенствование, развитие, модернизация, рационализация, оптимизация и т.п.) своего прежнего опыта;
заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;
использование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;
использование научных разработок ученых;
результат проб и ошибок;
результат научно обоснованного и методического инструментированного эксперимента.
Учитель обязан четко назвать гостям и вид творческой деятельности, в результате которой было рождено новшество:
модификационное творчество ( т.е. продукт, который имеет аналог или прототип);
комбинаторное творчество (т.е. продукт получен в результате анализа, расчленения чего-то целого на части и комбинации этих частей по-новому);
новаторское творчество (т.е. продукт является принципиально новым, не имеет аналогов и прототипов).
 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 16:00 | Сообщение # 14
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
4. Ответы учителя на вопросы гостей по предлагаемому проекту открытого урока.
Разумеется на этом этапе мастер -класса все зависит от того, будут ли вопросы, какие они. В то же время если учитель понимает, что люди пришли к нему на учебу, и он ответственен за ее результаты и эффективность, то он может позаботиться, то он может позаботиться о том, чтобы вопросы возникли, то есть спровоцировать их на всех предшествующих этапах: излагать и характеристику класса, и проект урока, и его обоснование не только в повествовательно -объяснительном, но и в проблемном ключе. Во всех случаях ответы должны быть аргументированными.
Лично для себя учитель по характеру и содержанию заданных вопросов может судить и об ожиданиях гостей, и об уровне их компетентности. А возможно, какой-то из вопросов побудит учителя скорректировать проект или подарит ему новую идею для какого-то фрагмента открытого урока, чем позволит оптимизировать проект до его реализации.
Подготовка открытого урока по приводимой нами технологии позволяет гостям осознанно оценивать представленный опыт, существенно уменьшает риск последующих ошибочных оценок, но что самое ценное - вызывает интерес приглашенных, а значит мотивирует их, вызывает у них состояние ожидания ответа на вопрос: "Интересно, а как учителю удается осуществить намеченный план, получится ли в точности воспроизвести проект или придется от чего то отказываться, что-то заменять?"
 
ИнтернатДата: Вторник, 16.11.2010, 16:01 | Сообщение # 15
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 353
Репутация: 4
Статус: Offline
5. Проведение открытого урока.
Естественно учитель будет стремится реализовать только что представленный обоснованный проект. Однако нужно помнить, что учесть все факторы, влияющие на успешное осуществление намеченного, невозможно. Кто-то из детей, на кого надеялся учитель, может заболеть и не быть в школе, накануне открытого урока в классе мог произойти конфликт с другим учителем на предыдущих уроках в этот день, многие дети, как и взрослые, метеочувствительны, и их самочувствие может ухудшиться из-за перепадов атмосферного давления и т.д.
Учитывая это, педагог не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что выполнить ранее намеченный план полностью независимо от возникших на уроке обстоятельств.
Учитель- мастер должен быть готов изменить проект в ходе самого урока в зависимости от возникшей на уроке предполагаемой или непредвидимой ситуации. Учителем ведь были названы ранее продуманные запасные методические варианты, а необходимость в каких-то из них может возникнуть экспромтом. Все это не следует сразу расценивать как недостаток, упущение, ошибку, ибо способность к импровизации - один из показателей не только креативности, но и мастерства учителя.
Один из важных факторов, который пока трудно дается всем: необходимо сделать все возможное, чтобы гостям были видны, понятны те моменты, где учитель опирается на названные до урока данные об обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностях учащихся.
 
Форум » Test category » Test forum » Открытые уроки (мероприятия) (Как подготовить и провести открытый урок (мероприятие))
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)