Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 13:49

Сайт школы-интерната города Пскова

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Православная церковь о красоте и воспитании
Православная церковь о красоте и воспитании

  Святитель Тихон Задонский

  Об истинном христианстве

  Образ подобен должен быть первообразному, как образ смотрящего в зеркало подобен тому, кто смотрит в зеркало; таковой и образ является в зеркале, каково есть лицо, которое смотрит в зеркало. Рассуди, ка¬кую красоту и великолепие имеет несозданное Естество — Бог, тогда и созданного от Него ес¬тества, по образу Его сотворенного, красоту и доброту несколько познаешь. Бог есть Красота бесконечная, Которой Ангелы святые от нача¬ла насытиться и похвалить не могут. И избранных Божиих в том наипаче вечное блаженство состоит, что эту бесконечную доб¬роту «лицем к лицу» без конца и ненасытно будут видеть и наслаждаться (1Кор.13:12; 1 Ин.3:2). «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в славу и ве¬ликолепие Ты облекся. Ты одеваешься светом, как ризою», — поет Ему Давид святой (Пс.103:1—2). «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5). Когда рассудишь о красоте и благолепии бесконечном величества Божия, тогда позна¬ешь, сколь велика дивная красота и благолепие души человеческой, в которой образ и подобие Божие имеется.
  Верная душа неизреченную кра¬соту, благолепие и благородство имеет. Ибо таковая душа есть невеста Сыну Божию, Царю неба и земли обрученная, по Писанию: «Обру¬чил вас единому мужу, чтобы представить Хри¬сту чистою девою» (2Кор.11:2), — дщерь Небесного Отца и храм Святого Духа.
Бог свят, полон любви, истинен, щедр, милостив, благ, кроток, долготерпелив, и прочее, и христианин, когда Ему сообразуется добродетелями, то по¬дает свидетельство имеющегося в нем образа Божия, в котором доброта и красота душевная состоит. Между образом и первообразным имеется сходство и подобие.
  За¬чем, о христиане, вне нас ищем красоты от тленного мира? Внутри нас можем сыскать такую красоту, которая всю красоту мира сего превосходит. Образ Божий есть украшение наше. Что сего прекраснее, славнее, достойнее, великолепнее, удивительнее и любезнее может быть и помыслиться? Этой красоте вся красота солнца, луны, звезд, прекрасных птиц, трав, цветов, деревьев и всего созданного мира, и вся красота и великолепие царей, князей, вельмож и прочих славных земли, и всякая красота лица человеческого, и прочая, какая может быть кра¬сота, уступить должна; даже ничто перед той есть, ибо Божественная красота и доброта по¬добна несозданной и бесконечной Красоте. Зачем желаем и ищем внешнего благородства, высокородия, чести, славы, достоинства, преимущества? Внутри нас благороднейшую душу имеем, созданную по образу Божию, ради которой Царь Небесный на землю пришел, жил, трудился, терпел, страдал и умер, и обе¬щал и хочет нас сынами Божиими сделать, веч¬ное и небесное нам царствие подать, и славы Своей участниками сотворить.

  Свт. Феофан Затворник Вышенский

  Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии, - долг священный, котораго нельзя преступить, не сделавшись виновным в некотораго рода детоубийстве.
Дети покорныя и верныя Богу в повиновении закону Его нашли бы обильный источник счастия, даже временнаго. Бедный с христианскими нравами заставляет уважать и любить себя, между тем как при злом и развращенном сердце, все ваше богатство не спасет от негодования и отвращения всех вас окружающих.
 
  Св. прав. Иоанн Кронштадтский

  При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет, - именно Он хочет чистого сердца: Блажени чистии сердцем (Мф. 5, 8). Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца – «живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Научитесь все мудрости апостола, это наша общая задача - вселить верою Христа в сердце.

  Преосв. Амвросий, архиеп. Харьковский

  Стойте сами, как сказано у пророка, пред лицем Божиим, будьте устами Божиими - тогда чрез ваше посредство Сам Бог будет воспитателем детей, вам порученных...
Не может остаться безплодною для детей вера родителей, когда они при нужде и бедности со слезами на глазах говорят: "Что делать? Буди воля Божия"; при опасности: "Бог милостив"; при трудных обстоятельствах: "Бог поможет"; при успехе и радости: "Слава Богу, Бог послал". Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благость, Божие промышление, Божие правосудие. Не есть ли это живое учение о Боге и Его свойствах? И так как для детей нет ничего выше и дороже родителей, а родители с любовию и благоговением исповедуют, что они сами все имеют от Бога и во всем надеются на Бога, что Он есть общий и всеблагий Благодетель всех: то не ощутят ли дети и не поймут ли, что "все Богом живут и движутся и существуют", и затем не полюбят ли Бога?
Зачем, говорят, дитя рано будить и заставлять без пользы стоять целые часы в церкви? Это напрасное истязание. Нет, это нужно затем, чтобы постепенно приучить его к бодрствованию, вниманию, собранности мыслей, терпению в подвиге, без чего не совершается ни одно доброе дело.

  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

  Хотелось бы напомнить о двух законах в области духовного обучения. Первый из них: никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает. Главная тайна христианства - это Христос, живущий в нас. Мы благовествуем Царствие Божие, пришедшее в силе и вошедшее внутрь наших душ и нашей жизни. Бог, действующий в людях, и люди, служащие Богу в духе, есть Церковь. И священник, педагог, который изнутри не соприкоснулся с тайной Церкви, несостоятелен.
  Главная же составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными во всех структурах народной жизни вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.
  Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией - и не будет России на свете.
  От того, насколько нам удастся справиться с задачей образования, возобновить почти прерванные культурные традиции, зависит само существование нашего народа.
Сегодня перед православными людьми стоят огромные по своей важности задачи осмысления русской национальной культуры, русской истории, русской литературы.
Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
  Православное воспитание и образование испытано многовековым опытом русского народа, засвидетельствованным нашими святыми, лучшими людьми Русской земли. Оно сформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый строй душевной жизни.
  Как лучше помочь детям? Без Церкви спасти детей невозможно. В основе православного образования всегда лежала открытость подлинной реальности, жизни во Христе. Для нас, православных, самое важное находится в самом центре - это Божественная литургия. - В литургии происходит живая встреча с Господом нашим Иисусом Христом, и все мы соединяемся во Христе. Божественная литургия освящает не только человека, но и всю природу, просветляет весь строй творения.
  Было бы хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России и возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.

  Протоиерей Иоанн Журавский

  Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания

  О Душа, Душа! Безтелесная Умная Божия Красота и – телесная многострастная, безумная грешница. Светлая Возлюбленная Невеста Небесного Царя и – жалкая рабыня темных вожделений и подруга блудных демонов.
  Ей служат Ангелы и Архангелы! О Ней плачут Херувимы и Серафимы! О ней молятся непрестанно Святые! Ее возлюбил вечной любовью сам Владыка Небес! Ее ищет Божий Сын с пронзенным сердцем, в кровавом поту со многими слезами.

  Преп. Макарий Египетский

  "Господь создал себе Прекрасную Обитель – человека. Тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в Доме Своем, имея прекрасною Невестою возлюбленную Душу, сотворенную по Образу Его" (Беседа 49, 4).
"Душа – подлинно дело великое, Божие, чудное. При создании ее так сотворил ее Бог, что в естество ее вложил законы добродетелей: рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь, владычественный ум и создал ее удободвижную, легкокрылою, неутомимою: даровал ей способность приходить и уходить в одно мгновенье и мыслью служить Ему, когда захочет Дух.
  Одним словом, создал ее такою, чтобы соделаться ей невестою и сообщницею Его, чтоб и Ему быть в единении с Нею и ей быть с Ним в единый дух, как сказано "Прилепляяся Господеви, един дух с Господом" (1 Кор. 6, 17). "Ибо нет иной такой близости и взаимности ни у одной из тварей, какие есть у души с Богом и у Бога с душою" (Беседа 45, 5).
  "Ибо душа драгоценнее всех созданий" (Беседа 15, 41). 

  А.С. Пушкин 

  Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нём находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; всё, что было великого в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике… Библия - всемирна.

  Константин Дмитриевич Ушинский 

  Евангелие - единственный и наиболее совершенный источник нравственности, дающий живой образ совершенства в Лице Христа-Спасителя. Христианская религия является источником благодетельного влияния на умственное и нравственное развитие человеческого общества. Изучение Священной Истории - Библии - является важным предметом в системе воспитания и благодетельно действует на умственное и нравственное развитие детей. Евангелие раскрыло в сердце человеческом стремление к истинному совершенству. Всё, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении и воспитанию остаётся только прежде всего и в основу всего вкоренить истины христианства. 

  (Цитаты по брошюре Информационно-координационного центра Православного образования в России "К.Д. Ушинский как педагог-христианин". М., Высокопетровский м-рь, 1994).


Категория: Мои статьи | Добавил: Интернат (05.07.2010)
Просмотров: 637 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)