I. Описание и структура «портфолио».
Основная цель портфолио — оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учите-ля, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки). Структура портфо-лио может быть разнообразной. Комментарий к портфолио должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающим полную картину творческого рос-та педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, выступле-ния, краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д. В документах собираются материалы, регламентирующие работу педагога (поло-жение о едином орфографическом режиме, ведении и проверке тетрадей, нормах оценки и др.). В творческом досье представлено собрание различных творческих, проектных, ис-следовательских работ учителя, описание его авторских методик, разработок, программ; а также сведения об основных направлениях его творческой активности, участии в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождении курсов повышения ква-лификации; карта творческого роста и др. В диагностике успешности учителя содержатся результаты оценки и самооценки педагога: личности учителя, педагогической деятельности, педагогического общения, ка-чества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успевае-мости, учебная нагрузка учителя, программный банк, использование современных техно-логий, результаты олимпиад, план развития кабинета). Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией гимназии, коллегами, родителями, а также самоанализ деятельности педагога: отзыв о творческой работе, выступлении на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, педсовете и др., рецензия на ста-тью, методический бюллетень о проведенных открытых уроках, заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской), резюме, подготовленное педаго-гом, с оценкой собственных профессиональных достижений. Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою ра-боту, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объ-ективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достиже-ния более высоких результатов.
II. Содержание «портфолио».
Раздел 1. Общие сведения об учителе. Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различ-ных областях: • фамилия, имя, отчество, год рождения; • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); • трудовой и педагогический стаж работы в данном ОУ; • повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, ме-сяц, проблематика курсов); • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степе-ней; • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; • дипломы различных конкурсов; • другие документы по усмотрению аттестуемого. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. Раздел 2. Результаты педагогической деятельности. В этот раздел помещаются: • материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; • сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на осно-вании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; • сведения о наличии медалистов; • сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период. Раздел 3. Научно-методическая деятельность. В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о про-фессионализме педагога: • обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учеб-но-методической литературы; • обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий; • обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств пе-дагогической диагностики для оценки образовательных результатов; • использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.; • работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями; участие в профессиональных и твор-ческих педагогических конкурсах; • участие в методических и предметных неделях; • организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.; • проведение научных исследований; • разработка авторских программ; • написание рукописей кандидатской или докторской диссертации; • подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи; • другие документы. Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету. Раздел содержит документы: • список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; • список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных ма-рафонов и др.; • сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью про-веденных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.); • программы работы кружков и факультативов • другие документы. Раздел 5. Учебно-материальная база. В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его нали-чии): • список словарей и другой справочной литературы по предмету; • список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); • наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкаль-ный центр, диапроектор и др.); • наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуально-го эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.); • аудио- и видеопособия; • наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров ре-фератов и сочинений и т. п.; • измерители качества обученности учащихся; • другие документы по желанию учителя.
|