Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 05:22

Сайт школы-интерната города Пскова

Меню сайта
Форма входа

Блог

Главная » 2010 » Июнь » 20 » Учителей российских школ обяжут проходить аттестацию каждые пять лет
15:00
Учителей российских школ обяжут проходить аттестацию каждые пять лет
Учителя российских школ с 1 января 2011 года будут обязаны каждые пять лет проходить аттестацию, повышая свой профессиональный уровень и осваивая современные образовательные технологии, сообщила пресс-служба Минобрнауки РФ в пятницу.

Эта норма содержится в приказе министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, которым утвержден новый порядок аттестации педагогов государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Сейчас аттестация не является для них обязательным требованием и носит добровольный характер.

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявлял ранее, что в России необходимо пересмотреть систему аттестации учителей. По его словам, учителя должны иметь возможность непрерывно повышать свою квалификацию, при этом необходимо учитывать индивидуальные потребности самих педагогов и специфику школ, где они работают.

Новый порядок предусматривает два вида аттестации: обязательную и добровольную. Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его деятельности. Добровольная аттестация осуществляется по желанию учителя для того, чтобы установить, соответствует ли уровень его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории составляет пять лет.

Если педагог по итогам аттестации будет признан несоответствующим занимаемой должности, работодатель должен направить его на курсы повышения квалификации либо предложить другую работу.

Как отмечают в пресс-службе, основными принципами аттестации станут коллегиальность, гласность и открытость, которые должны обеспечить объективное отношение к педагогам и не допустить дискриминации при проведении аттестации.

Новые правила аттестации также коррелируют с принципами новой системы оплаты труда, учитывающей результаты и качество работы учителя.

"Новый порядок станет шагом к созданию в стране системы публичной аттестации педагогических кадров профессиональным сообществом. Теперь у учителей появится возможность и мотивация непрерывно повышать свою квалификацию, причем с учетом индивидуальных потребностей, что приведет к улучшению качества образования и повышению статуса учителя", - цитирует пресс-служба слова замглавы департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ Елены Низиенко.

Новый порядок разрабатывался в министерстве несколько лет, вместе с субъектами РФ, профсоюзом работников народного образования РФ и другими общественными организациями.

"Для министерства было принципиально, чтобы положения нового порядка активно обсуждались с учителями, директорами, специалистами сферы повышения квалификации. Отрадно, что новый порядок был согласован и принят в Год учителя", - отмечает Низиенко.

Новые правила аттестации учителей вступают в силу с 1 января 2011 года. Присвоенные ранее квалификационные категории действуют до истечения их срока.

В соответствии с законом РФ "Об образовании", согласно которому аттестация педагогических кадров относится к полномочиям субъекта РФ, ее проводит региональная аттестационная комиссия. Сейчас готовятся методические рекомендации по проведению аттестации. Они будут направлены в регионы в сентябре.

Новый порядок аттестации опубликован на официальном сайте Минобрнауки России: www.mon.gov.ru 
 

Источник: http://www.edu.ru 

 
Просмотров: 597 | Добавил: Интернат | Теги: аттестация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 141 2 »
14 Интернат  
0
Аттестация педагогических работников

Одна из главных проблем, характеризующих развитие современной системы образования, – это объективное противоречие между новыми целями школы и традиционными средствами организации педагогического процесса. Сегодня необходимы иные педагогические взаимоотношения и новая система оценки успешности образовательной деятельности.

Усовершенствованная технология аттестации отражает механизм, в котором с помощью экспертов в исследовательскую работу различного уровня и характера включено большинство педагогов и учреждений. Эта модель аттестации поможет:
создать в школе благоприятную рабочую обстановку, атмосферу заинтересованного внимания к достижениям каждого;
выявить профессиональную компетентность педагогов, сделать уровень профессионализма каждого учителя проявленным для самого себя и окружающих;
наметить перспективы профессионального роста педагогов.

Такая технология содержит в себе перспективы принципиально новой в аттестации психологической составляющей, которая должна помочь не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать и мотивировать педагогическую деятельность.

Если говорить об аттестации как об одной из составляющих управления образовательным процессом, то она должна быть ориентирована на следующие цели:
выявление реального уровня компетентности педагогического работника, руководителя;
реализацию личностно ориентированных моделей оценки, расширение мотивационной сферы деятельности;
развитие системы проектирования личностных достижений педагогов.

Можно говорить об аттестации как о комплексном, непрерывном и индивидуальном процессе оценки деятельности педагога, руководителя, подчеркивая, что предметом такой оценки должны стать главным образом достижения педагогов и учреждения.

В процессе аттестации главная задача диагностики деятельности учителя состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Более того, нельзя забывать, что успешный учитель всегда ориентирован на самоанализ и самодиагностику. Только от желаний самого учителя зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации.

И если мы говорим об аттестации, то прежде всего необходимо, чтобы она из многообразия форм отчетности приобретала черты эффективного педагогического механизма развития личности, ее самореализации в комфортных условиях. Встают вопросы: как создать условия для того, чтобы учитель сам захотел измениться? Как организовать аттестацию, чтобы она стала инструментом саморазвития? Как будет выглядеть механизм оказания учителю психологической помощи, исходя из того, что ее содержанием должна быть коррекция его собственной активности в сторону этого развития?


13 Интернат  
0
Аттестация педагогических работников (Продолжение).

Одна из основных целей аттестации состоит в постепенном формировании у аттестуемых внутренней готовности к осознанности и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Такая цель соответствует целям образования, закрепленным Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании”.

Непрерывность – качественная характеристика аттестационного процесса. Должен действовать принцип “сопровождения” учителя на протяжении всего образовательного маршрута. Это произойдет только в том случае, если для аттестуемого личностное развитие станет более важным, чем нормативный результат, определяемый традиционными методами контроля. Таким образом, результаты аттестации должны быть личностно значимы для учителя. Он должен испытывать потребность в том, чтобы его оценивали в соответствии с принятыми критериями, и доверять этим критериям. Кроме этого он должен ориентироваться в существующих системах оценок и быть знаком с организационной стороной аттестации. В ходе аттестационного процесса учитель получает положительный опыт самореализации в рамках деятельности (“ситуация успеха”). Постоянно осуществляется самооценка учителя, которая входит в структуру аттестационного процесса.

Эта самооценка многоаспектная, т. е. одновременно является:
результативной – учитель самостоятельно на протяжении определенного периода фиксирует, отмечает количественные показатели;
аналитической – учитель анализирует собственные успехи и неудачи, оценивает субъективный уровень сложности образовательного процесса, называет причины возникающих трудностей. Кроме этого он может оценивать эффективность своей работы за определенный период:
рефлексивной – предметом оценки являются собственные чувства и эмоции учителя, которые он испытывает по отношению к образовательному процессу в целом;
прогностической – учитель способен наметить перспективы своих достижений.

При этом необходима связь аттестации с комфортностью образовательной среды. Под комфортностью следует понимать атмосферу спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать каждый учитель, оказавшийся в ситуации оценки и контроля.
В настоящее время пересматриваются психологические принципы организации аттестации. Аттестационная процедура большинством учителей часто воспринимается как стрессовая, что находит свое отражение в отношении к аттестации.

Чтобы избежать стресса, учителю необходимо заранее начать подготовку к аттестации. Состояние готовности включает в себя несколько компонентов:

интеллектуальный – понимание обязанностей, задач, знание средств, необходимых для достижения актуальных целей, и прогноз ее успешности;
эмоциональный – уверенность в успехе, чувство ответственности;
мотивационный – интерес, стремление успешно выполнить поставленную задачу;
волевой – мобилизация сил, сосредоточенность на мероприятии, преодоление сомнений.


12 Интернат  
0
Аттестация педагогических работников (Продолжение).

Между тем в предаттестационной деятельности формирование готовности к самому факту аттестации осложняется тем, что разные компоненты состояния готовности могут иметь противоположную направленность. Так, между интеллектуальным и эмоциональным компонентами могут возникнуть дисгармоничные отношения. Например, в практике аттестации хорошо известны случаи, когда аттестуемые педагоги не могли качественно провести заранее подготовленные занятия, и это происходило не в силу низкого уровня интеллектуального компонента, а по причине чрезмерной тревожности, невозможности овладеть своим эмоциональным состоянием. Учитель понимает, что присутствующий на уроке эксперт преследует цель оценить уровень компетентности педагога, а также отметить характер взаимоотношений педагога с детьми. Кроме того, учитель прогнозирует вероятность того, что эксперт в целях уточнения своей оценки, сделанной на основе наблюдений на уроке, может задать учителю или детям вопросы, касающиеся организации учебно¬воспитательного процесса. И если педагог не готов к такому повороту событий, то ожидание этого может вызвать у него чрезмерную тревожность, которая может перейти в панику, совершенно парализующую способность педагога провести занятие обычным для него образом. Итак, аттестация осложняется определенными трудностями и проблемами, среди которых можно выделить следующие:
неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности;
неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психические барьеры;
недостаточное понимание как своих индивидуальнопсихологических особенностей, так и особенностей учащихся и неумение их учитывать.

В силу этого одной из самых важных задач аттестации должна стать профилактика и снятие стрессового состояния аттестуемых. Эксперт, используя свою психологическую компетенцию, должен разобраться в состоянии педагога и сделать соответствующие выводы при отборе средств и методов работы с ним.


11 Интернат  
0
Аттестация педагогических работников (Продолжение).

Система аттестации является механизмом мобилизации внутренних ресурсов образования; оптимизации организационных форм, экономических и управленческих механизмов; использования разнообразных форм обеспечения обновления профессионального образования. Новая модель аттестации предполагает наращивание и эффективное использование информационных, технологических, научных, организационных ресурсов; развитие системы социального партнерства в сфере образования.

Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений должна способствовать:
развитию профессиональной культуры педагогических и руководящих работников;
ориентации педагогических кадров на освоение современных психологопедагогических, информационных технологий;
апробации современных образовательных моделей;
инициации и реализации профессиональноличностного потенциала работников системы образования;
повышению уровня и качества образования в системе образовательных учреждений.

Накопленный опыт проведения аттестации педагогических и руководящих кадров убеждает, что при изучении профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений необходимо руководствоваться следующими основными требованиями диагностики:
Изучение профессиональной компетентности должно быть направлено на выявление индивидуальных особенностей профессионального роста.
Оценка профессиональнопедагогической компетентности должна проводиться не только путем сравнения полученных результатов с какими¬либо нормами, средними величинами, но и путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностирований (не обязательно проводимых в связи с аттестацией) с целью выявления характера продвижения в развитии, профессиональном росте педагога.
Диагностика профессиональной компетентности нужна не только для выявления актуального уровня, но и для определения возможных индивидуальных путей совершенствования.
Изучение профессиональнопедагогической компетентности должно опираться на самоанализ, самодиагностику результативности профессиональной деятельности педагогов и руководителей для создания мотивации самосовершенствования и профессионального роста.
Уровень профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика деятельности преподавателя, а процесс самосовершенствования, профессионального роста – как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.


10 Интернат  
0
Аттестация педагогических работников (Окончание).

Изучение работы педагогических кадров на диагностической основе позволяет вести работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Конкретные условия деятельности образовательных учреждений и самих преподавателей обусловливают необходимость соблюдения следующих правил:
Диагностика уровня профессиональной компетентности работника важна и нужна не как самоцель, а как средство выявления уровня профессионализма всего коллектива образовательного учреждения, его педагогического потенциала, возможностей коллектива в реализации выдвинутых целей развития учреждения.
Изучение профессиональной компетентности не должно быть привязано только к аттестации кадров, а должно быть непрерывным процессом и охватывать всех педагогических и руководящих работников.
При диагностике профессиональной компетентности важен учет индивидуальных особенностей работника.

Рассматривая аттестацию как процесс, результатом которого является объективное заключение об уровне (качестве) педагогической деятельности работника, сделанное на основании сопоставления современных требований с достигаемыми педагогическими результатами и выводов по итогам самодиагностики специалиста и всестороннего изучения, измерения, анализа и оценки его профессиональной деятельности, необходимо подчеркнуть ее важную функцию – создание условий для профессионального роста преподавателя на основе повышения качества его деятельности.

Сразу следует добавить, что всякая аттестация основана на экспертной оценке, а следовательно, есть субъективный акт, опирающийся на сопоставление оцениваемого объекта с условно принятым идеальным аналогом. Целью аттестации является установление реального уровня деятельности педагога и обеспечение условий для перевода его на более высокий уровень деятельности в результате оценки степени соответствия достигнутого уровня нормативному требованию.

Изучив и обобщив материал по данному вопросу, специалисты Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования г. Москвы разработали проект требований ко II, I и высшей квалификационным категориям специалистов (педагогических работников) (приложение 1).


9 Интернат  
0
Приложение 1

Требования ко II, I и высшей квалификационным категориям специалистов
(педагогических работников)
(проект)

БЛОК 1. Требования, предъявляемые к аттестуемому по стажу, образованию, переподготовке

1.1. Стаж работы в должности
Не менее 1 года
Не менее 2 лет
Не менее 3 лет

1.2. Образование
Среднее профессиональное или высшее
Высшее профессиональное или в исключительных случаях (при наличии высоких результатов профессиональной деятельности) среднее профессиональное
Высшее профессиональное

1.3. Курсы повышения квалификации

Обязательны каждые 5 лет (для педработников со стажем до 10 лет – не менее 72 ч, со стажем от 10 лет и свыше – не менее 144 ч).

Если педработник не имеет профильного педагогического образования, то обязательны либо годичные курсы МИОО, либо двухгодичная переподготовка МИОО.

Если за межаттестационный период педработник защитил кандидатскую или докторскую диссертацию по профилю своей педагогической деятельности, то это равноценно курсам повышения квалификации

1.4. Участие в различных мероприятиях
Образовательного учреждения и округа
Округа, города
Города, РФ, на международном уровне


8 Интернат  
0
Требования ко II, I и высшей квалификационным категориям специалистов
(педагогических работников) - продолжение.

БЛОК 2. Профессиональный уровень

2.1. Знание теоретических и практических основ предмета. Специальная подготовка (теоретическое знание преподаваемого предмета, умение его преподавать), профессиональное самообразование педагога

Отвечает общим требованиям тарифноквалификационной характеристики (ТКХ), предъявляемым к занимаемой должности. Работает (преподает, обучает, воспитывает) по стандартизированной программе, методике, дидактической системе. Имеет глубокие знания по преподаваемому предмету. Знает свой предмет сверх программы, свободно ориентируется в современных образовательных программах, учебниках, выбор их осуществляет осознанно. Читает дополнительную литературу по предмету, изучает методическую литературу, ведет активную работу в методическом объединении ОУ, посещает открытые уроки своих коллег в ОУ, транслирует свой опыт работы в ОУ (открытые уроки, педсоветы, педагогические чтения, педагогические конференции, семинары и др.)

Отвечает требованиям, предъявляемым к учителю II квалификационной категории по ТКХ к занимаемой должности. Работает по программам и технологиям повышенной сложности (углубленное изучение предмета, коррекционно-адаптивное обучение и воспитание; новые технологии). Имеет глубокие и разносторонние знания по содержанию своего предмета и смежных дисциплин, самостоятельно изучает передовой педагогический опыт, активно знакомится с опытом работы коллег ОУ, округа, транслирует свой педагогический опыт коллегам ОУ, округа (открытые уроки, педсоветы, педагогические чтения, педагогические конференции, семинары и др.)

Отвечает требованиям, предъявляемым к учителю I квалификационной категории. Имеет глубокие и всесторонние знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превышающие объем программы.

В рамках своего предмета ведет исследование и прогнозирует интеллектуальные возможности учащихся, активно делится опытом работы с коллегами города, РФ (открытые уроки, педсоветы, педагогические чтения, педагогические конференции, семинары и др.), всерьез и активно занимается профессиональным самообразованием, поисково-исследовательской работой, выходящей за рамки узкопрофессионального интереса.

Работает по программам и технологиям высокой сложности (профилированная образовательная программа по предмету или интегрированному курсу по области знаний; по авторской технологии и программе)


7 Интернат  
0
Требования ко II, I и высшей квалификационным категориям специалистов
(педагогических работников) - продолжение.

2.2. Знание современных достижений в методике (методическая подготовка)

Работает по готовым методикам и программам обучения; умеет самостоятельно разрабатывать методику преподавания, воспитания.

В опыте работы использует различные педагогические методы и приемы обучения.
Владея набором методик и технологий, их отбор осуществляет применительно к имеющимся конкретным условиям: учитывает в своей работе индивидуальные особенности и интересы детей (варьирует готовые, разработанные другими программы и методики обучения, воспитания, выбирает из них те, которые больше всего подходят той или иной группе учащихся). Имеет не менее одной методической разработки, созданной за межаттестационный период Использует в своей работе программы и методики нового поколения, направленные на развитие личности, интеллекта, физическое развитие, вносит в них при необходимости коррективы.
Используя широкий набор методов, приемов и средств обучения, владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету; варьирует готовые, разработанные другими методики и программы. Умеет демонстрировать на практике высокий уровень владения избранными для работы методиками.

Имеет не менее двух методических разработок, созданных за межаттестационный период Владеет методами научно-исследовательской, экспериментальной работы; использует в работе собственные оригинальные программы и методики. Ведет самостоятельный постоянный поиск возможных (авторских) приемов и способов обучения и воспитания, умеет оптимально отбирать методы, средства, формы обучения и воспитания на основе личностноориентированного подхода, умеет поддерживать устойчивый интерес к предмету у большинства обучающихся, воспитанников.

Имеет не менее трех научно-методических разработок, созданных за межаттестационный период

2.3. Умение анализировать свою деятельность

Видит свои недостатки, пробелы в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Способен добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы

Исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находит при этом эффективные решения. Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включается в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств

Стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает ее и анализирует ее, выделяя сильные и слабые стороны. Сознательно намечает программу самосовершенствования, ее цель, задачи, пути реализации


6 Интернат  
0
Требования ко II, I и высшей квалификационным категориям специалистов
(педагогических работников) - продолжение.

2.4. Знание новых педагогических концепций, знание и применение новых педагогических идей, подходов, технологий

Знает современные отечественные и зарубежные технологии обучения и воспитания; владеет набором вариативных методик и педагогических технологий, осуществляет их отбор и применяет в соответствии с имеющимися условиями

Владеет одной из современных технологий развивающего обучения; творчески применяет технологии и программы.

Ведет опытно-экспериментальную работу, обобщает собственный педагогический опыт (опыт может быть представлен в статьях, публикациях самого педагога и представленный кемто, также опыт может быть представлен на семинарах, конкурсах, конференциях и т. д.) Разрабатывает и использует в своей практической деятельности собственные оригинальные программы и методики, методические (научно-исследовательские, научно¬методические и др.) разработки в виде учебных материалов, обеспечивающих индивидуальноориентированное обучение; создает условия для самообразования и развития творческих возможностей обучающихся и воспитанников.

Разрабатывает новые педагогические технологии обучения и воспитания, ведет активную работу по их апробации; участвует в исследовательской, экспериментальной и инновационной работе, самостоятельно публикуется, имеет по своим разработкам внешние рецензии.

Создает благоприятную среду развития ребенка на основе собственных разработок, имеет в наличии авторские пособия, игры, оригинальные средства обучения и воспитания

2.5. Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника

Ориентируется в современных психологопедагогических концепциях обучения, но редко применяет их в своей практической деятельности. Способен принимать решение лишь в типичных ситуациях

Свободно ориентируется в современных психологопедагогических концепциях обучения и воспитания, использует их как основу в своей педагогической деятельности. Способен быстро подсознательно избрать оптимальное решение

Использует различные формы психологопедагогической диагностики и научно-обоснованного прогнозирования. Способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях


5 Интернат  
0
Требования ко II, I и высшей квалификационным категориям специалистов
(педагогических работников) - продолжение.

БЛОК 3. Результативность профессиональной деятельности

3.1. Владение способами индивидуализации обучения

Учитывает при взаимодействии с обучающимися и воспитанниками индивидуальные особенности их развития; осуществляет дифференцированный подход с учетом темпов развития, склонностей и интересов, состояния здоровья обучающихся и воспитанников. Знает методы диагностики уровня их интеллектуального и личностного развития.

В совершенстве владеет способами фронтальной работы с обучаемыми и воспитанниками и успешно демонстрирует (лекции, комбинированные занятия, вводные занятия, уроки обобщения и закрепления образовательной информации и новых способов деятельности и т. д.)

Владеет приемами и способами дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Демонстрирует ориентированные на организацию работы в группах способы профессионально­педагогической деятельности. Владеет фронтальными и групповыми способами работы (обобщающие занятия, практические или лабораторные работы, коллоквиумы, семинары, ролевые, сюжетноролевые, имитационные игры, организационно-деятельностные игры и т. д.).

Создает благоприятные условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся и воспитанников.

Владеет средствами элементарной диагностики (распознавания) индивидуальных особенностей обучаемых, реализует их при осуществлении индивидуального подхода к обучающимся и воспитанникам Демонстрирует индивидуальноориентированные способы профессиональнопедагогической деятельности. Владеет в совершенстве и умеет оптимально применять:

фронтальные способы работы, групповые способы работы, индивидуальные способы работы (диагностирование наличия способов деятельности у обучаемого или воспитанника, организация учебно-исследовательской, творческой работы обучаемых или воспитанников, индивидуальная консультация, индивидуальный тренинг (у доски, на рабочем месте обучающегося или воспитанника и т. п.)) с обучающимися и воспитанниками. Способствует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей. Умеет держать в поле зрения сильных, слабых, средних по уровню знаний учащихся; работает по индивидуальным учебным планам с одаренными и слабыми детьми.

Использует средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей группы обучаемых или воспитанников при реализации индивидуального подхода


1-10 11-14
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)