Методические рекомендации по проведению Олимпийского урока "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения"
04.10.2010, 10:22
Методические рекомендации по проведению Олимпийского урока "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения"
О содержании и методике проведения урока Рабочие материалы для учителя Источники дополнительного содержания
наверх О содержании и методике проведения урока Международным Олимпийским комитетом (МОК) утверждена "Система олимпийского образования "Сочи 2014", цель которой – распространение олимпийских и паралимпийских идеалов для создания дружественной среды для XXII Олимпийских зимних Игр и XI Паралимпийских зимних Игр в Сочи в 2014 году, а также интеграция олимпийского знания в образовательную систему России для формирования полного представления об олимпийском движении и индустрии спорта. Один из ключевых элементов Системы – это реализация олимпийского образования в школах. Специально для педагогов разрабатываются методические рекомендации по проведению олимпийских уроков: для классных руководителей (данное пособие); для учителей общеобразовательных предметов (географии, истории, иностранных языков и т.д.); для учителей физкультуры. Одним из стартовых этапов реализации Системы олимпийского образования является проведение олимпийских уроков во всех образовательных учреждениях Россиии. Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь учителям, классным руководителям в подготовке и проведении Олимпийских уроков. Олимпийские уроки будут проводиться в образовательных учреждениях начиная с 1 сентября в течение 2010/2011 учебного года ежеквартально. Тематика уроков спроектирована таким образом, чтобы дать школьникам наиболее полное представление об идеологии, философии, ценностях Олимпийского и Паралимпийского движения, вехах, истории Олимпийских и Паралимпийских игр, особенностях подготовки Сочи к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, олимпийском наследии. Урок № 1 – "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения" (учит принимать ценности Олимпийского и Паралимпийского движения и следовать им в каждодневной жизни). Урок № 2 – "Методология подготовки Игр" (показывает, насколько комплексным и масштабным проектом являются Олимпийские и Паралимпийские игры, готовящиеся по более чем пятидесяти различным функциональным направлениям). Урок № 3 – "Игры 2014: настоящее и будущее Сочи" (рассказывает об истории победы в заявке, стратегических целях, особенностях и наследии предстоящих Игр в Сочи). Урок № 4 – "Паралимпийское движение: равенство возможностей" (позволяет школьникам попробовать себя в паралимпийских видах спорта). Особое внимание следует уделить вовлечению учащихся в конкурс на создание идей Талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 2014 г., стартующий 1 сентября по всей России (Урок №1). Дидактические принципы, положенные в основу разработанных уроков, базируются на системе педагогической деятельности, основной целью которой является становление субъектной позиции школьника, логике компетентностного подхода. Про проектировании уроков использованы следующие дидактические принципы компетентностного подхода: принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации; принцип доступности; принцип системности; принцип рефлексивности; принцип мотивации; принцип открытости содержания образования. Принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации предполагает субъектную позицию школьника в образовательном процессе, обращение педагога к личностному опыту учащегося и обогащение его в процессе деятельности на уроке. Важной составляющей в этом случае является создание для школьников условий транслирования информации, полученной в ходе уроков, в принципы собственной жизнедеятельности. Принцип доступности предполагает адекватность предлагаемого материала, информации возрастным и психологическим особенностям школьников, отбор содержания, ориентированного на имеющийся социальный опыт школьников. Принцип системности. Соблюдение данного принципа позволит системно представить учащимся масштабную картину истории, идеологии, философии Игр, этапы подготовки к Играм 2014, особенности. Предлагаемое содержание, структурированное в соответствии с Системой олимпийского образования "Сочи 2014", рассматривается во взаимосвязи с процессами и объектами как единое целое, поэтапно знакомит школьников с историческим прошлым Игр, настоящим и наследием. Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах урока с целью вовлечения их в процесс осмысления полученной информации, соотнесения ее с имеющимся личным социальным опытом и включения приобретенного нового содержания и способов деятельности в собственную практику. Принцип мотивации. Содержание образования в предложенных уроках спроектировано таким образом, чтобы мотивировать школьников на самостоятельный поиск новой информации относительно Олимпийских и Паралимпийских игр, стимулировать их творческие и познавательные мотивационные потребности. В предложенных уроках использованы средства побуждающего и формирующего воздействия. Эти средства необходимо применять так, чтобы они способствовали развитию различных компонентов и сторон мотивации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающем приемы побуждения, и за счет стимулирующего влияния содержания учебного материала, и за счет побуждающей функции методов обучения, и за счет сочетания различных видов деятельности. Все это в совокупности обеспечит динамику развития положительных потребностно-мотивационных состояний учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности. Принцип открытости содержания образования предполагает достаточно гибкое использование педагогом предложенной конструкции, не допуская при этом искажения логики, содержательной точности и достоверности информации. Рекомендации включают в себя: Обоснование актуальности проведения Олимпийских уроков; Сценарий урока для начальной школы (1–4 классы) – скачать; Дидактический раздаточный пакет; Сценарий урока для основной школы (5–9 классы) – скачать; Дидактический раздаточный пакет; Сценарий урока для старшей школы (10–11 классы) – скачать; Дидактический раздаточный пакет; Презентация для учителя; Рабочие материалы для учителя; Источники дополнительного содержания В рекомендациях к проведению урока даны принципиальные подходы к содержанию, возможным формам проведения первого Олимпийского урока. Педагог, опираясь на предложенные рекомендации и учитывая следующие составляющие: возрастные особенности учащихся; уровень общей учебной подготовленности класса; предполагаемую дальнейшую воспитательную деятельность учителей в данном классе по избранной теме; уровень собственной подготовки к данному уроку, может варьировать конкретное содержание и методику проведения занятия. Таким образом, предложенные материалы выступают в роли содержательного технологического ресурса, на основе которого учитель, располагая собственным профессиональным методическим инструментарием, создает свой урок, дополняя и развивая его. Кроме общих приложений к рекомендациям, в отдельные разработки включены и частные приложения, в том числе источники дополнительного содержания и глоссарий. Учитывая, что тема Первого урока по своей значимости и емкости далеко выходит за рамки одного занятия, предлагаемые методические материалы можно использовать и при продолжении работы с учащимися по вопросам развития представлений о ценностях Олимпийского и Паралимпийского движения. Приложения Рабочие материалы для учителя 1. Полное название XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи. 2. Сроки проведения XXII Олимпийские зимние игры 7 февраля – 23 февраля 2014 года XI Паралимпийские зимние игры 7 марта – 16 марта 2014 года 3. Идеи и принципы Олимпизма "Олимпизм – это философия жизни, превозносящая и объединяющую в сбалансированное целое качества тела, воли и разума. Смесь спорта с культурой и образованием – Олимпийское движение – стремится к созданию образа жизни, основанного на радости, строящейся на усилиях, просветительском значении хорошего примера и уважения универсальных основополагающих этических принципов" ("Олимпийская хартия",Основные принципы, пункт 1.) Идею Олимпизма сформулировал "отец" современных олимпиад Пьер де Кубертен в своем докладе, прочитанном в Сорбонне. Речь в нем шла о том, что мир должен объединиться единой идеей спортивного состязания, а молодежь не должна забывать о великой ценности здоровья. Пьер де Кубертен видел в себе прежде всего педагога. По его мнению, спорт должен стать частью образовательного процесса для каждого молодого человека, так же как наука, литература и искусство. Его цель состояла в том, чтобы культивировать гармоничное воспитание тела и ума. Олимпийские игры позволили Кубертену передать свои образовательные концепции международной общественности. Олимпийское движение придерживается принципов Кубертена. Сегодня с помощью образования Олимпизм стал универсальным учением, основанным на фундаментальных человеческих ценностях. 4. Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения Олимпийские ценности. СОВЕРШЕНСТВО – это полная самоотдача как на спортивной арене, так и в жизни. В данном случае речь идет не столько о триумфальной победе, сколько об упорной борьбе за достижение поставленных целей, ежедневном преодолении себя – то есть о СТРЕМЛЕНИИ к совершенству. Каждое учение рассуждает об идеалах и о стремлении к ним. Например, Кант считал, что совершенство можно найти и увидеть только в искусстве. Но в конце 19 века появилась другая точка зрения: совершенства можно достичь, занимаясь физической активностью. Совершенство в спорте, например, проповедовал потомственный дворянин Пьер де Кубертен. А его современники, придерживавшиеся "левых" взглядов, выступали за массовое "физвоспитание". Сегодня мы знаем, что именно с массового спорта и начинается то самое стремление к совершенству, которое приводит к олимпийским рекордам. ДРУЖБА – это одна из главных человеческих ценностей. Платон ставил дружбу выше остальных человеческих привязанностей. Друзья, говорил он, "гораздо ближе друг к другу, чем мать и отец". Олимпийское же понимание дружбы относится не только к привязанности между отдельными людьми, а шире – между целыми народами и культурами. Спорт - это инструмент, который помогает найти взаимопонимание между людьми и целыми народами. А дружба в команде помогает достичь лучшего результата, чем простая сумма всех усилий. МОК считает, что олимпийские игры могут и должны помогать разрешению международных конфликтов. Цитируем президента МОК Жака Рогге: спорт "не может сам по себе останавливать войны или поддерживать мир, но его жизненно важная роль заключается в том, чтобы помогать построению лучшего и более мирного мира". С этим связана древняя традиция олимпийского перемирия, уходящая корнями в Игры античности и возрожденная МОК в 1992 году. Цели олимпийского перемирия: обеспечить прекращение военных действий на период Олимпийских игр; наладить контакты между враждующими сторонами через спорт; оказать гуманитарную помощь странам, охваченным войной; создать "окно возможностей" для заключения мира. Символ олимпийского перемирия – голубка, традиционный образ мира, на фоне пяти голубых колец и стилизованного олимпийского огня. Олимпийский огонь призван нести дружбу и чувство духовного единства в сердца людей во всем мире, а разноцветные точки на языках пламени символизируют людей (или представителей) разных рас и культур. УВАЖЕНИЕ – это уважение к себе, своему телу, уважение к другим, к окружающей среде. В спорте уважение – это соблюдение правил, средство борьбы против использования допинга и других злоупотреблений. Уважение к сопернику – исключает использование неспортивных средств достижения цели. Допинг стал серьезной проблемой в 1980-90 гг., и для борьбы с ним в 1999 году было создано специальное олимпийское агентство – ВАДА (официальный сайт http://www.wada-ama.org/en/). Для еще большей независимости и эффективности Агентства его штаб-квартира переехала в Монреаль в 2002 году. Системный подход сразу же дал серьезные результаты – к примеру, были выявлены злоупотребления спортивных чиновников из ГДР, которые в 1980-х буквально "накачивали" своих подопечных анаболиками. Многие спортсмены, особенно женщины, принимавшие эти препараты, на всю жизнь остались инвалидами. И все это делалось ради того, чтобы пятнадцатимиллионная ГДР могла на равных соперничать с такими спортивными державами как США и СССР. По этому делу о допинге дали показания более 300 атлетов, и были осуждены наиболее одиозные функционеры. Паралимпийские ценности Паралимпийские ценности – основаны на истории Паралимпийского движения, традициях фэйр плей и принципах состязательности. Эти ценности апеллируют к борьбе за равные права, интеграцию в социум и самореализацию людей с инвалидностью. СМЕЛОСТЬ – это каждодневное преодоление трудностей, включение в борьбу за высшие результаты. Это и бесстрашие перед лицом смерти в схватке с противником, и просто способность подняться над своими страхами ради общего блага или осуществления принятого решения. Это добродетель и воина, и профессионала, и гражданина. Это основание для уважения. Смелость следует отличать от авантюризма и безрассудства, ведь это риск, который оправдан целью. Можно долго рассуждать на тему того что такое смелость в паралимпийском контексте. Однако достаточно один раз взглянуть на наиболее экстремальные паралимпийские виды спорта, чтобы это прочувствовать. РАВЕНСТВО – это прежде всего равенство возможностей людей с инвалидностью. Обеспечивается безбарьерной средой (специальный термин) и другими условиями интеграции инвалидов в общество. "Равенство" было одним из лозунгов Французской революции. Равенство возможностей, о котором говорили французские республиканцы, предполагает, что успех человека не должен зависеть от его этнического, религиозного и главное – социального происхождения. Олимпийское движение изначально не было проникнуто стремлением к равенству: лишь постепенно в него вовлекались женщины, представители бедных слоев населения, люди разных культур и рас. В 1988 году был сделан большой шаг вперед к равенству возможностей спортсменов-олимпийцев и паралимпийцев. Впервые в истории Паралимпийские игры проводились сразу после Олимпийских – в том же городе и на тех же объектах. РЕШИМОСТЬ – то, что требуется от атлета-паралимпийца в многократном размере для достижения результата. Решимость не мешает улыбаться Оскару Писториусу – южноафриканскому бегуну, который умудрился выиграть 3 золотых медали на Паралимпийских играх в категории T44 (ампутация ноги выше колена), передвигаясь на двух протезах-"гепардах" (у Оскара ампутированы обе ноги). Вся ЮАР с волнением следила за его попыткой заявиться на Олимпийские игры 2008 г. Всего 0,7 секунд не дали ему стать первым спортсменом с ампутацией ноги, принявшим участие в Олимпийских играх. Однако в его решимости ни у кого в мире сомнений не осталось. Страничка о нем в социальной сети Facebook:www.facebook.com/group.php?gid=28119914010 ВДОХНОВЕНИЕ – это то, что подталкивает к собственным свершениям или как минимум вызывает чувство сопричастности общему действу. Вдохновение передается от атлетов всем зрителям. В общем это, конечно, лучше испытать самому – приглашаем всех на соревнования паралимпийцев! Однако вдохновение нужно не только зрителям, но и самим атлетам. Так, в 2010 году компания O.C.Tanner (партнер Олимпийского комитета США) учредила специальную награду – Paralympic Inspiration Award, чтобы выразить поддержку всем тем, кто помогает спортсменам-паралимпийцам преодолевать себя и добиваться успеха: их тренерам, врачам, родным и близким. Победителей определяют люди, которые голосуют за историю успеха на страничке в Facebook http://www.facebook.com/octanner.appreciation. Награда представляет собой памятное кольцо из золота 583 пробы. Кстати, канадское население добилось прямой трансляции Паралимпийских игр в Ванкувере, которая не предполагалась – люди хотели видеть и сопереживать атлетам именно в момент состязаний! 5. Вехи Олимпийского и Паралимпийского движения Олимпийское движение. Международный олимпийский комитет был основан в 1894 г. Одним из главных вдохновителей возобновления древних Игр был француз барон Пьер де Кубертен. После проведения первых Игр в Афинах в 1896 году Кубертен стал Президентом МОК и оставался на этой должности 30 лет. В 1924 г. в Шамони состоялись первые Зимние игры. Российские спортсмены впервые приняли участие в Олимпийских играх 1908 года в Лондоне. Фигурист Николай Панин-Коломенкин стал первым отечественным олимпийским чемпионом. После революции 1917 года Советская Россия отказывалась от участия в Олимпийских играх вплоть до 1951 года. В 1952 году на Играх в Хельсинки триумфальное возвращение принесло нам второе место по медалям. В 1994 году сборная России впервые приняла участие в Играх отдельно от бывших республик СССР.
Паралимпийское движение. В 1948 году немецкий врач Людвиг Гуттманн, работающий в британском госпитале в Сток-Мандевиле, организовал первые игры для людей с повреждениями опорно-двигательного аппарата – "Национальные Сток-Мандевильские игры для инвалидов". В 1952 году Сток-Мандевильские игры получили статус международных. В 1960 году прошли первые Паралимпийские игры на олимпийских спортивных сооружениях в Риме. Затем от практики единых сооружений было решено отказаться. В 1988 году Паралимпийские игры в Сеуле впервые после перерыва снова прошли в том же городе и на тех же сооружениях, на которых соревновались олимпийцы. В том же году термин "Паралимпийские игры" вошел в официальное употребление. В 1989 году образован Международный паралимпийский комитет. С 2000 года Паралимпийские и Олимпийские игры проводятся одним и тем же организационным комитетом. Оргкомитет "Пекин 2008" был первым, который изначально занялся подготовкой Олимпийских и Паралимпийских игр. 6. Талисманы Каждые Олимпийские и Паралимпийские игры имеют свои талисманы. Медвежонок Миша "Олимпиады-80", пекинские веселые талисманы в виде рыбки, панды, антилопы, ласточки и олимпийского огонька – это то, что видит и запоминает весь мир. Талисманы способствуют повышению интереса и привлечению внимания к конкретным Играм. Традиция олимпийских талисманов зародилась еще в 1972 году на Играх в Мюнхене. Чаще всего организаторы Игр объявляют официальными талисманами две фигурки. Талисманы Игр в Ванкувере – вымышленные существа Мига, Суми, Куатчи, чьи образы синтезированы из национальных мифов. В Лондоне талисманами стали две стальные капли Уэнлок и Мандевилл. У Игр 2014 года также будут свои талисманы – олимпийский и паралимпийский. По традиции они будут представлены не ранее, чем за 3 года до начала игр: олимпийский – в 2011 году, а паралимпийский – в 2012 году. Выбирать их будут всенародным голосованием в конце 2010 года. Федеральный Закон №310-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И О ПРОВЕДЕНИИ XXII ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР 2014 ГОДА В ГОРОДЕ СОЧИ, РАЗВИТИИ ГОРОДА СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2008 N 162-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 28.06.2009 N 125-ФЗ, от 17.07.2009 N 155-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ) Статья 7. Использование олимпийской символики и паралимпийской символики 1. Для целей настоящей статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский", "Паралимпиада", "Paralympic", "Paralympian", "Paralympiad", "Paralympic Winter Games", "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Паралимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. (часть первая в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 379-ФЗ) 2. Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 379-ФЗ) Экологическая стратегия "Сочи 2014" Это документ, который описывает весь комплекс обязательств, ответственности, главных действий и прогнозируемых результатов Оргкомитета "Сочи 2014" в сфере охраны окружающей среды. Он является основным инструментом объединения заинтересованных сторон в диалоге по вопросам охраны окружающей среды. Стратегия охватывает все три стадии реализации олимпийского проекта: подготовка Игр, их проведение и постигровой период. Стратегия включает следующие направления: Игры в гармонии с природой. Цель: новый сознательный подход к обращению с природой в Сочи, не только не связанный с губительным воздействием на окружающую среду, но и разрешающий накопившиеся в регионе экологические проблемы. Действия: сохранение и преумножение биоразнообразия в регионе Игр, бережное обращение с природными ресурсами, развитие системы особо охраняемых природных территорий, ограничение воздействия на окружающую среду в ходе строительства и компенсация этого воздействия после его завершения; охрана мест обитания и путей миграции животных, в т.ч. восстановление популяции леопарда на Кавказе и т.д. Игры без климатических изменений. Цель: минимизация выбросов углекислого газа в атмосферу, рост которых является главной причиной глобального изменения климата. Действия: подсчет выбросов углекислого газа, связанных энергопотреблением при организации и проведении Игр, и реализация программы мер по нейтрализации их объема; обновление транспортной и энергетической системы Сочи в целях сокращения загрязнения воздуха; стимулирование энергосбережения и использование альтернативных источников энергии. Игры без отходов. Цель: внедрение принципа "ноль отходов". Это означает одновременно и принцип "ноль потерь",подразумевающий не только сокращение объемов мусора, и восстановление и повторное использование отработавших изделий и материалов, из которых они изготовлены. Действия: стимулирование раздельного сбора и повторного использования отходов; безотходные и малоотходные технологии при строительстве; комплекс мер в сферах общественного питания, размещения в гостиницах, бытовых услуг, поддержания чистоты; формирование системы обращения с опасными отходами в Сочи. Игры просвещения. Цель: создание условий для повышения экологической осведомленности, сознательности и ответственности населения и развития экологической культуры в процессе подготовки и проведения Игр. Действия: поддержка экологических инициатив общественности Сочи; реализация просветительских программ, в том числе для детей и молодежи Сочи; поддержка просветительской деятельности библиотек Сочи и реализация программы массового распространения просветительской литературы экологического характера; регулярная публикация отчетов об охране окружающей среды и устойчивом развитии, демонстрирующих открытость и ответственность организаторов Игр.
Дополнительные источники: Олимпийская хартия Заявочная книга "Сочи 2014" Олимпийский закон, поправки к Олимпийскому закону Свод правил МПК Конвенция о правах инвалидов Справочкик по Паралимпийским играм "Сильные духом" (книга о паралимпийской сборной России) "Твой олимпийский учебник", В.С. Родиченко http://www.olympic.org/ http://www.paralympic.org/ www.Sochi2014.com www.Vancouver2010.com www.London2012.com www.Olympic.ru www.Paralymp.ru