На заседании Совета при президенте РФ по реализации нацпроектов и демографической политике глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко отметил, что новая школа требует нового учителя, поэтому одно из ключевых направлений инициативы "Наша новая школа" - развитие учительского потенциала.
"Изменится система аттестации педагогов. С 2011 года начнется постепенный, в течение пяти лет, переход к аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности. При этом, у всех учителей, которые имеют квалификационные категории, они будут сохраняться до конца срока их действия", - сказал министр.
По его словам, аттестация полностью перейдет на уровень региона, поэтому важно обратить внимание на формирование региональных аттестационных комиссий, в которые должны входить компетентные и заинтересованные люди.
"Если аттестационная комиссия принимает решение о несоответствии занимаемой должности учителя, то это не является для учителя необратимым. Работодатель (школа, районный орган образования) должен обеспечить условия, при которых учитель сможет получить необходимые знания и пройти повторную аттестацию. Если учитель повторно не сдаст (экзамен), это считается достаточным основанием для того, чтобы предложить ему другое место работы", - заявил Фурсенко.
Не менее важным для обеспечения школ квалифицированными кадрами, по его мнению, является усиление профессиональной подготовки учителей в вузах, модернизация системы педагогического образования.
"Здесь мы будем поступательно двигаться в двух направлениях - создание крупных центров педагогического образования с развитой психолого-педагогической магистратурой в каждом федеральном округе, либо присоединения педагогических вузов к классическим университетам в виде специализированных факультетов", - сказал министр.
До лета соответствующие предложения будут подготовлены, добавил он.
Фурсенко отметил, что учителя смогут проходить повышение квалификации по индивидуальным программам.
"Учитель сможет осваивать отдельные модули в короткий срок. То есть, учителю не нужно на две недели отрываться от образовательного процесса, он может пройти модуль в течение каникул. И если в течение года он пройдет несколько модулей, это позволит ему пройти полноценное повышение квалификации, не отрываясь надолго от учебного процесса", - пояснил министр.
При этом средства на повышение квалификации будут направляться не в специализированные институты, а в школу, учителю. И уже сам учитель будет определять, где и в какое время он пройдет переподготовку.
Также будет продолжена программа повышения квалификации руководителей школ.
Андрей Фурсенко: Новое качество образования невозможно обеспечить без нового уровня квалификации учителей и директоров школ
19 марта 2010 года состоялось заседание коллегии Минобрнауки России по вопросу "Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 году и задачах на 2010 год".
С докладом на коллегии выступил Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко. В своём выступлении он затронул вопросы модернизации общего и профессионального образования, воспитания и социальной защиты детей, формирования в стране инновационной системы.
Касаясь модернизации системы общего образования, Министр отметил успешный опыт реализации комплексных проектов модернизации систем образования в субъектах Российской Федерации. В рамках комплексных проектов были интегрированы ключевые наработки и достижения нацпроекта в сфере школьного образования.
"Участие в реализации комплексных проектов принял 31 регион, в которых 450 тыс. учителей учат почти 5 млн. школьников. При этом доля школьников, которым доступны все основные виды современных условий - по оснащенности, оборудованию, благоустройству, квалифицированным кадрам - возросла в рамках комплексных проектов с 30 до 70 %", - отметил Министр.
По итогам реализации проектов сформирована модель, которая может быть использована в других субъектах Российской Федерации. "Следующий шаг - перенести полученные результаты на всю систему образования. Мы можем и должны сделать это через реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"", - подчеркнул А.Фурсенко.
В 2012 году в регионах должен быть завершён переход на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда. "И, конечно, новое качество образования невозможно обеспечить без нового уровня квалификации учителей и директоров школ. В этой связи мы совместно с Минздравсоцразвития и отраслевым профсоюзом обновили квалификационные требования к работникам образования, а также согласовали с профсоюзом новый подход к аттестации педагогов, фактически - к допуску к профессии", - отметил Министр.
Андрей Фурсенко сообщил участникам коллегии о предварительных результатах прогноза научно-технологического развития страны на долгосрочную перспективу (до 2030 года). Развитие практически каждой из базовых отраслей экономики невозможно без решения как вопроса кадрового обеспечения, так и разработки и реализации инновационных технологий, базирующихся на новых знаниях. "Именно поэтому модернизация всех уровней профессионального образования и научно-технической сферы становится исключительно важной в условиях коренной перестройки всей промышленности, перехода к инновационной экономике", - подчеркнул Министр.
1. Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков. 2. Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей, особенностей детей и др. 3. Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое (то есть прежде всего - личностное) выполнение программно-методических требований к уроку. 4. Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела. 5. Использование игровой формы только в том случае, когда это служит выполнению целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет значения сути того, что должны изучить дети. 6. Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся. 7. Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока. 8. Специально спланированная (то есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, т.е. воспитания и в процессе обучения.
9. Комплексное планирование целей (задач) по трем труппам: I. Педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности, так называемые креативные, оздоровительные и др. - это цели развития ребенка (главные цели). II. Цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские. III. Цели саморазвития учителя: а) профессионального, б) личностного.
10. Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, т.е. главного, существенного, и отработка именно этого материала. 11. Продумывание и по возможности формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. 12. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала. 13. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное (продуманное и обоснованное) осуществление учителем межпредметной координации учебного материала. 14. Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному. 15. Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), сходной, частично новой (измененной) и полностью незнакомой ситуации.
16. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса. 17. Знание технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова, Фаизова, Ильясова, Кушнира, Эрдниева, Монтессори, Штайнера, Френе и др.) и их только дифференцированное применение в разных классах или группах учащихся. 18. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания форм. 19. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей с акцентом на применении мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала). 20. Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности (ОУУН). 21. Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей (и результатов) школы XXI века.
22. Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребенка в обучении. 23. Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО и др.). 24. Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам 25. По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д. 26. Знание улем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты. 27. Обеспечение только благоприятных для работы гигиенических условий. 28. Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий, переход от обеспечения эстетики не только формы, но и акцентирование внимания на эстетике идеи, как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала 29. Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.
30. Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников. 31. Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, т.е. с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.
32. Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся. 33. Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми. 34. Развитие учителем в себе и использование артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства. 35. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку.
Литература: Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М.: Центр педагогического образования, 2007.- С.166-171
Примерная структура общедидактического анализа урока
1. Оценка реализации основных принципов обучения с точки зрения соблюдения оптимальной меры в каждом из них и в их сочетании (именно в этом новизна. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 2. Оценка сочетания точного и одновременно творческого (личностного) выполнения программно-методических требований к уроку ____________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Оценка грамотности определения типа урока ______________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. В какой мере реализован учет обученности, обучаемости, реальных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов и классов при проектировании и проведении урока. Учтены ли были интересы, склонности, потребности и запросы учащихся _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Оценка полноты проектирования целей (задач) урока ______________________________ I. Постановка педагогических целей обучения, воспитания, развития, социализации и др. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ II. Постановка целей развития образовательного процесса: диагностических, познаватель-ных, исследовательских ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ III Постановка целей саморазвития учителя: а) профессионального,______________________ _____________________________________________________________________________ б) личностного_________________________________________________________________ 6. Конкретизированы ли были (уточнены, изменены) задачи содержания учебного материала на основе выводов педагогического или психолого-педагогического, или медико-психолого-педагогического консилиума. ___________________________________ _____________________________________________________________________________ 7. Оценка умения поставить задачи урока перед учащимися. (в классах I и II ступени желательно в увлекательной форме)______________________________________________ _____________________________________________________________________________ 8. Прослеживается ли понимание учителем (или хотя бы формулирование для себя) ценностных оснований содержания учебного материала.____________________________ _____________________________________________________________________________ 9. Помог ли учитель раскрыть детям (каждому для себя) личностный смысл изучаемого материала ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 10. Оценка оптимальности выбора содержания учебного материала. Выделение объекта прочного усвоения (главного, существенного). Способы выделения главного существенного (заимствованы или изобретены самим, осознаны ли они учителем) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 11. Выделены ли ведущие воспитательные идеи нового учебного материала ______________ _____________________________________________________________________________ 12. Обеспечена ли практическая направленность учебного материала, его связь с личным жизненным опытом учащихся __________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 13. Включены ли были в содержание урока упражнения творческого характера по использованию полученных знаний в измененных обстоятельствах, в новых ситуациях _____________________________________________________________________________
Примерная структура общедидактического анализа урока (продолжение)
14. Опирался ли учитель на межпредметные связи в содержании учебного материала (если в этом была необходимость) и осуществлялась ли межпредметная координация учебного материала с целью формирования у учащихся представления о мире, о системе знаний с целью развития их эрудиции ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 15. Выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам новых знаний ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 16. Оптимальность выбора методов обучения, их сочетания и соотношения _______________ _____________________________________________________________________________ 17. Использовались ли методы развития познавательного интереса (если они были необходимы) _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 18. Использование различных приемов учебной работы (их целесообразность) _____________________________________________________________________________ 19. Насколько использование технологии обучения были психосберегающими и в целом – здоровьесберегающими ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 20. Оценка оптимальности сочетания различных форм учебной работы или же оценка обоснованности выбора одной из них ____________________________________________ _____________________________________________________________________________ 21. Имела ли место специально продуманная деятельность учителя по воспитанию интереса к предмету ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 22. Знаком ли учитель с теми или иными технологиями развивающего обучения. Применял ли их или опирался на какие-то из них в случае необходимости (особенно в 5-11 классах) _____________________________________________________________________________ 23. Уровень сформированности у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, то есть общеучебных умений _____________________________________________ _____________________________________________________________________________ 24. Имела ли место работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности (общеучебных умений), если таковая была необходима и запланирована в целях _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 25. Характеристика использования дифференцированного подхода к детям: использовал ли учитель разные виды дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки к предмету и отношения к учению или же дифференцировал только объем и степень сложности учебного материала (в пределах учебной программы или необоснованно снизил эти требования) ___________________________________________ _____________________________________________________________________________ 26. Оценка культуры труда учителя и учеников _______________________________________ _____________________________________________________________________________ 27. Как осуществлялся контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся, оценка содержания вопросов и заданий, обоснованности разнообразных форм контроля, соответствие уровню знаний учащихся ___________________________________________ _____________________________________________________________________________ 28. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания для разных групп учащихся. Оценка примерных затрат времени на его выполнение. Учет в расписании для других предметов _____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Примерная структура общедидактического анализа урока (окончание)
29. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности времени на различных его этапах (насколько экономно использовалось время урока) ___________________________ _____________________________________________________________________________ 30. Оценка взаимоотношений учителя и учащихся ____________________________________ _____________________________________________________________________________ 31. Оценка личностного отношения учителя к проектированию урока, к самому уроку, к работе и прежде всего – к детям _________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 32. Оценка воспитательного влияния личности учителя на детей (во всех аспектах – от внешнего вида, наличия артистических умений до отношения к труду) ________________ _____________________________________________________________________________ 33. Оценка использования возможностей учебного кабинета ____________________________ 34. Оценка использования новых информационных и коммуникационных технологий обучения. 1) Использование компьютера как ТСО: а) владеет ли учитель компьютерными технологиями _________________________________ б) использовал ли учитель возможности компьютера __________________________________ в) имеет ли он электронные версии учебников, обучающие и контролирующие программы _____________________________________________________________________________ г) обоснованно ли использовались компьютеры ______________________________________ д) насколько органично использование компьютера включено в педагогические технологии (последнее – самое важное) _______________________________________________________ 2) Использование компьютера в качестве интеллектуального помощника учителя при подготовке к уроку ____________________________________________________________ 35. Соблюдение школьно-гигиенических требований на уроке. 1) освещение рабочего места каждого ученика._______________________________________ 2) температурный режим_________________________________________________________ 3) воздушный режим ____________________________________________________________ 4) посадка учащихся _____________________________________________________________ 36. Обеспечение оптимальных эстетических условий обучения (обеспечение не только эстетики формы, но и эстетики идей, прозвучавших на уроке и представленных наглядно в учебном кабинете) ___________________________________________________________ 37. Оценка способности учителя следовать замыслу плана урока и одновременно менять его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методов (были ли они заранее продуманы учителем или же являются следствием импровизационных возможностей учителя – и то и другое необходимо, а потому и хорошо) _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 38. Оценка учета ранее высказанных замечаний и рекомендаций ________________________ _____________________________________________________________________________ 39. Выводы _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 40. Рекомендации и предложения ___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________