Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 16:49

Сайт школы-интерната города Пскова

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Павлова Наталья Петровна: О значении духовно-нравственного воспитания в семье
Павлова Н.П.

  О значении духовно-нравственного воспитания в семье.

  Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту Родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть.

                                                                                                     Ильин И.А., русский философ.

  Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику вырвать дерево из земли и при этом указал ему на молодое, уже пустившее глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему наставнику, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особых усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым, неукоренившимся деревцем.
  Эту притчу можно применить к воспитанию в следующем смысле: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начали их воспитания с юных лет, так как к чему в детстве обучен бывает ребенок, к чему привыкает он с малых лет, того и в старости не оставляет. Священное Писание указывает нам основание, почему с самого раннего возраста дети должны быть укрепляемы в добре. Премудрый говорит: «если юноша избрал свой путь, то он не уклонится от него, когда состарится», т.е. если человек еще с детства полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. Эту мысль выражает и народная мудрость: «Каков в колыбельке, таков и в могилку». 
  Но немногие родители, воспитанников нашей школы-интерната ныне могут похвалиться, что воспитали детей своих, как бы следовало. У некоторых из них, вроде бы даже по-своему благочестивых и добрых дети оказываются с совсем нежелательным характером. Одну из главных причин этого, по-моему, нужно видеть в самих родителях. Многие родители бывают или вообще беспечны к религиозному духовно-нравственному воспитанию своих детей, или же до того ослепляются неимоверной любовью к своим маленьким детям, что ничего не хотят в них видеть нехорошего и бывают глухи к благожелательным предостережениям со стороны, не слушают добрых советов. Когда же с течением времени детские пороки становятся невыносимыми уже и для самих родителей, вот тогда только они начинают подумывать об исправлении своего мальчика или девочки, приступают к воспитанию; но бывает уже слишком поздно. 
  Поэтому я соглашаюсь с Епископом Иринеем Екатеринбургским, говорящим, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста: «Всем известно, как скоро прорастает в земле зерно или посеянное семя. Причины, содействующие его развитию, тотчас начинают оказывать свое влияние. Теплота, влажность почвы пробуждают дремлющий в почве росток и он показывается наружу. Так и с ребенком, который является на свет, как зерно, имеющее постепенно расти и расти. Известно, что никогда природа человеческая не развивается так быстро и всесторонне, как в детском возрасте; но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении и уходе, как в первые годы детства. Телесный рост идет уже быстро и сильно, а еще быстрее - душевное развитие. Ребенок начинает говорить, у него образуются определенные понятия, он учится мыслить, думать; воля в нем укрепляется и начинает действовать. Обогащаясь понятиями об окружающих его предметах, он получает вместе с тем понятие о Боге, о своем назначении, учится различать добро и зло; в нем пробуждается совесть, начинает действовать любовь или ненависть, проявляется чувство чести и стыда. Чтобы дать надлежащее направление развитию в ребенке всех сил, которые возвышают человека до богоподобия, родители должны внимательно следить за нравственным развитием своего ребенка. И так, как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло, - то они должны начинать это воспитание в самом раннем возрасте» (1).
  Но как-же часто мы видим в практике своей работы, как многие родители поступают совсем иначе. Они как будто совсем не знают, что ребенка можно и должно воспитывать с самого раннего возраста. Некоторые родители, особенно молодые, долго смотрят на ребенка, как на игрушку или куклу. Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды, а в остальном позволяют ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не беспокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что их ненаглядный «ангел» в сущности уже стал упрямым, капризным, своенравным, необузданным, непослушным, жадным, алчным и злым. Поведение ребенка становится просто безобразным. И когда случайно родители открывают глаза и видят истинного ребенка, то они решаются приступить к воспитанию своего баловника. Но происходит это, как правило, слишком поздно: деревцо стало уже слишком велико. 
  Другие родители не меньше ошибаются, исходя из ложных понятий о воспитании. Господствующие неправильные понятия, вкоренившись в головы родителей, едва ли могут быть устранены, потому, что они служат с одной стороны оправданию и извинению недостатков и пороков детей, а с другой - к прикрытию их опущений и небрежности в отношении к детям. «Да ведь это дети, - говорят такие родители, - и разве можно строго смотреть на их недостатки?». Подобными рода суждениями извиняются детские проступки. Конечно, они дети, но что за дети! И что из них будет? И при этом: разве дает детский или юношеский возраст право на зло? И разве же разумно оставлять без внимания злой проступок только потому, что его совершает ребенок? Ведь когда в доме начинается пожар, заметивший его, не говорит: «ничего, это только огонек показался», а изо всех сил старается погасить его и призывает на помощь всех, кто способен ее оказать.
  «С годами и ум придет» - часто говорят неумные родители: ребенок подрастет, станет рассуждать и сам поймет, что хорошо, а что дурно». Но они глубоко заблуждаются. Рассудок - обоюдоострый меч: его можно направить и на доброе и на злое. И притом, познание добра само по себе еще ничего не дает ребенку, нужно еще, и желать делать добро и иметь навык к его совершению. Именно к такому-то навыку с самого раннего детства должен быть направляем ребенок посредством воспитания, чтобы познанное разумом добро совершать силою своей воли.
  Обратимся вновь к советам Епископа Иринея: «Оправдывая недобрые поступки детей и юношей, а также свое нерадение в их воспитании, беззаботные родители с недовольством могут сказать: «нельзя же требовать и ожидать каких-то добродетелей в детском возрасте!» Но почему же? Разве не говорится в Евангелии, что в детском и отроческом возрасте Господь Иисус Христос преуспевал в премудрости и возрастал в любви у Бога и у людей? Разве мало сказаний о жизни святых, которые с детства украшались детскими добродетелями, благочестием, послушанием, невинностью? И если Спаситель говорит о детях: «пускайте детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное», и еще: «горе тому, кто соблазнит одного из малых сих», т.е. соблазнит на грех, - то следует ли отсюда, что для детей невозможны добродетели? Нет. Спаситель говорит так потому, что добродетель в детском возрасте безкорыстнее и чище, и Он хочет, чтобы она обитала во всех детских сердцах. Поэтому говорю и я: горе тем родителям, которые не заботятся о насаждении в душах своих детей добрых навыков, доброго нравственного настроения с самого юного возраста. Они ответят за это пред Богом.
  Поэтому вы, родители, и в маленьком ребенке не должны оставлять без внимания никаких проявлений зла. И самый маленький ребенок уже имеет свои недостатки и пороки - печальное наследство греха прародителей, сначала безсознательные, потом сознательные. Так, например, если маленький ребенок знает, что криком и плачем своим он может достигнуть того, чего хочет, то кричит до тех пор, пока не получит желаемого. И чем чаще это бывает, тем капризнее он делается. То же бывает и со всеми пороками человека, которые в его дальнейшей жизни обнаруживаются во всей своей силе: их зародыши были уже в самом раннем возрасте.
  Так о Домициане, одном из самых жесточайших гонителей христиан, читаем, что он, еще будучи мальчиком, любил мучить и убивать мух, потом животных. Значит, жестокость была в нем с детства. Поэтому-то и нужно начинать воспитание с раннего возраста. Замечайте склонности ребенка, и что найдете в нем нехорошего, вырывайте добрым воспитанием. Садовник своевременно обрезывает на дереве дикие побеги; то же должны делать и родители в отношении к своим детям. Сердце ребенка можно сравнить с садом, а родителей - с приставленными Богом садовниками, которые с раннего детства должны очищать сад - сердца своих детей - от бурьяна и плевел греха и греховных привычек. А если они будут ожидать, пока зло твердо вкоренится в сердцах, пока детское сердце как-бы заростет пороками, тогда им уже не совладать с этими плевелами.  
  «Ты жалуешься, говорит св. Иоанн Златоуст, на необузданность своего сына? Ты легко мог обуздать его, когда он был еще юн, научить его порядку, приучить к обязанностям и излечить болезнь души его. Когда нива сердца его была более способна к удобрению, тогда ты мог бы повырывать и терние, еще не сильно вкоренившееся; тогда страсти детей нерадением твоим не были бы столь непреодолимы!» (1).
  Таким образом действие воспитания должно состоять не только в том, чтобы искоренять в ребенке зло, но и приучать его к добру.
   

Список литературы

1. Епископ Ириней Екатеринбургский О воспитании с самого раннего возраста: http://www.orthedu.ru/vospitan/iriney2.htm
2. Ильин И.А. О духовном здоровье семьи: http://www.orthedu.ru/roditeli/news/27-03-08.htm#


Категория: Мои статьи | Добавил: Интернат (08.01.2010)
Просмотров: 551 | Комментарии: 1 | Теги: тезисы Крыпецких чтений., Работы педагогов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ирина  
0
Спасибо, очень интересно.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)