Главная » 2010 » Январь » 2 » Всероссийский Центр охраны дикой природы разместил материал школы-интерната
08:16
Всероссийский Центр охраны дикой природы разместил материал школы-интерната
На сайте Центра охраны дикой природы www.biodiversity.ru размещены работы методические разработки - победителей и лауреатов конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.), среди них: План к школьному уроку о русской выхухоли по предмету «Обществознание» для учащихся старших классов Тема урока: Можно ли преодолеть экологический кризис? Автор: Васильев Геннадий Никандрович, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального образовательного учреждения «Псковская общеобразовательная школа-интернат». Данный урок был проведен в 9-б классе муниципального образовательного учреждения «Псковская общеобразовательная школа-интернат» в декабре 2008 года как открытый урок для педагогов. С подготовленной в ходе урока презентацией учащиеся выступили перед учащимися начальной школы.
Конкурс им. В.М. Смирина «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить»
Конкурс «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить», посвященный творчеству замечательного зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина (1931─1989), проводится Центром охраны дикой природы при участии НИИ инновационных стратегий развития общего образования Департамента образования города Москвы и при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Москве. Конкурс охватывает регионы России, находящиеся на побережье Балтийского, Черного и Азовского морей, морей Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также Каспийского моря, озера Байкал и Ладожского озера, и посвящен обитающим в этих регионах морским млекопитающим (морж, сивуч, северный морской котик, настоящие тюлени разных видов; китообразные, калан, белый медведь) и ластоногим, живущим в пресных водах (байкальская нерпа, ладожская кольчатая нерпа). Начало приема работ на конкурс - 10 октября 2009 г. Работы по всем номинациям должны поступить в Оргкомитет конкурса не позднее 28 февраля 2010 г. Список спонсоров конкурса открыт для заинтересованных сторон. I. Цели конкурса 1. Вызвать интерес к сохранению морского биоразнообразия у жителей приморских регионов России и побережья Байкала, помогая им лучше узнать обитающих рядом с ними ластоногих, а также других морских млекопитающих, благодаря обращению к анималистике – недостаточно раскрытому ресурсу экологического образования и просвещения. 2. Способствовать формированию местных инициатив по сохранению ластоногих и других морских млекопитающих и ознакомлению с ними. 3. Способствовать успехам школьников в собственном творчестве и изучении зверей своего края (прежде всего ластоногих), накоплению учителями методического опыта в использовании анималистики. 4. Обратить внимание на непреходящие ценности классической российской анималистики на примере творчества В.М. Смирина. 5. Обратить внимание на культурное своеобразие и богатство художественных традиций народов России. 6. Способствовать популяризации творчества художников данных регионов, посвящающих свои работы природе и морским зверям. II. Кто может принять участие в конкурсе. Номинации конкурса К участию в Конкурсе приглашаются три группы участников, которые могут представить работы в двух номинациях. Выбор номинаций Конкурса связан с двумя важнейшими мотивами творчества В.М. Смирина. С одной стороны, художник стремился как можно полнее воплотить облик и поведение зверя во всем многообразии, создав его портрет («Видеть душу в животных – редчайший дар, которым обладал этот человек», А. Лютенков). Во-вторых, передать саму встречу с живым зверем, которая для него всегда была настоящим событием («Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, – это всегда чудо», В.М. Смирин). 1-я группа. Школьники. Конкурс ориентирован преимущественно на учащихся средних и старших классов. 2-я группа. Педагоги (учителя, преподаватели системы дополнительного образования: руководители кружков, экологических центров, изостудий и т.п.), а также сотрудники других организаций (заповедников, библиотек, музеев и т.п.), занимающиеся образовательной и просветительской деятельностью. Адрес конкурса Подробнее о проекте и конкурсе, участвующих в нем работах можно узнать в специальном разделе сайта Центра охраны дикой природы: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art.html
Для справки РУССКАЯ ВЫХУХОЛЬ - реликтовое млекопитающее, численность которого с каждым годом неумолимо сокращается: если в начале 1970 г. на территории России обитало около 69 тысяч выхухолей, то в настоящее время их осталось не более 25 тысяч. Этот вид занесен в Красную книгу Российской Федерации и Красный список Всемирного союза охраны природы. Зверёк обитает в основном на территории России, он ведёт полуводный образ жизни в поймах рек и по берегам озёр. Русская выхухоль может жить только в очень чистой воде, поэтому присутствие в водоёме этих зверьков служит индикатором его экологического благополучия, а также наличия в нем рыбы и других водных и околоводных животных. Одна из главных причин уменьшения численности хохуль – массовое использование при лове рыбы лесочных сетей и электроудочек. Эти браконьерские орудия лова наносят огромный урон не только выхухоли – от этого страдают многие представители водной и околоводной фауны. Поэтому восстановление численности русской выхухоли самым непосредственным образом связано с улучшением благополучия всего животного населения пресноводных водоемов нашей страны. Для того чтобы помочь выхухоли выжить, необходимо распространять информацию о причинах сокращения ее численности среди населения, и, в том числе, среди подрастающего поколения.
История русской выхухоли, несомненно, является только частным случаем одной большой беды: ведь сколько еще видов находится на грани исчезновения и нуждаются в охране! Однако описание этого частного случая станет одним из кирпичиков, сформирующих в сознании ребенка общую картину проблемной экологической ситуации нашего времени. А это не так мало! Кроме того, сокращение численности этих зверьков говорит о снижении благополучия экосистем всех пресных водоемов средней полосы России. Поэтому этот урок, разработанный должным образом, сможет затронуть и объяснить многие важные экологические проблемы наших дней. А обаятельность и необычный внешний вид сделают выхухоль превосходным средством для воспитания у детей позитивного восприятия природы и бережного к ней отношения.