Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 00:15

Сайт школы-интерната города Пскова

Меню сайта
Форма входа

Блог

Главная » 2010 » Январь » 26 » В помощь воспитателю: Схема анализа самоподготовки
22:43
В помощь воспитателю: Схема анализа самоподготовки
Число месяц год 
Группа № , количество детей 
Воспитатель 
1. Преемственность в работе воспитателя и учителя.
• наличие дневников связи
• взаимопосещение (уроков и часов самоподготовки)
• беседы воспитателя с классными руководителями, учителями- предметниками
• выработка единых требований
• посещение собраний в школе
• совместное проведение внеклассных мероприятий
• знание воспитателями учебных программ
• правильная дозировка домашнего задания и инструктаж по его выполнению
• прорешивание учителем трудных задач, примеров
• изготовление дидактического, наглядного материала.
2. Организация самоподготовки.
• психологическая готовность учащихся к началу самоподготовки
• внешний вид учащихся (аккуратность, опрятность, чистота рук, одежды, причёска, наличие сменной обуви)
• проветривание помещений
• проведение влажной уборки
• подготовка рабочих мест (воспитанников и воспитателя)
• подготовка доски (чистота, пригодность для работы мелом)
• наличие наглядности (таблиц, схем, словарей, дидактических игр, карт, пособий)
• наличие ТСО
• хронометры (часы).
3. Соблюдение охранительного режима.
• соответствие мебели росту учащихся
• уровень освещённости
• чистота помещения
• размещение учащихся с учётом их здоровья
• приёмы и методы работы над осанкой учащихся
• режим проветривания помещения
• проведение физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга, пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз
• применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания)
• соблюдение правил охраны труда и техники безопасности
• смена видов деятельности учащихся
• эмоциональная атмосфера на самоподготовке
4. Правильность, обоснованность целей самоподготовки и степень достижения поставленных целей:
• образовательных (закрепление знаний, формирование умений и навыков, выработка рациональных методов, развитие навыков, умений самостоятельной работы с книгой, справочной литературой, расширение кругозора, словарного запаса);
• развивающих (развитие познавательных процессов учащихся: внимания, памяти, мышления, речи);
• воспитательных (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры и умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности - честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности).

5. Соответствие структуры самоподготовки её целям.
• чёткость, лаконичность инструктажа воспитателя по выполнению домашнего задания;
• последовательность этапов работы;
• целесообразность распределения времени по этапам самоподготовки;
• степень самостоятельности учащихся;
• рациональное использование наглядного, дидактического материала, ТСО.
6. Формы контроля и проверки:
• самоконтроль (группа доверия);
• работа консультантов;
• устный или письменный опрос;
• пересказ по плану, опорным словам, опорным схемам;
• викторина, интеллектуальная игра (фронтальный опрос);
• взаимопроверка;
• самопроверка;
• работа в парах в группах.
7. Анализ работы воспитанников на самоподготовке.
• активность, работоспособность учащихся на разных этапах самоподготовки;
• самостоятельность воспитанников при выполнении домашних заданий;
• культура труда учащихся;
• культура межличностных отношений;
• выполнение единых требований (учителя и воспитателя);
• способствовала ли данная самоподготовка общему развитию личности воспитанника.
8. Анализ деятельности воспитателя.
• Характер взаимоотношений воспитателя и воспитанников; как это отражается на активности, работоспособности, самостоятельности, качестве выполнения учащимися домашнего задания;
• поведение воспитателя на самоподготовке (контакт с группой воспитанников, авторитет воспитателя, его речь, дикция, педагогический такт, выдержка, собранность, требовательность в сочетании с доброжелательностью);
• внешний вид воспитателя;
• умение воспитателя оказать своевременную помощь;
• эффективность методов, с помощью которых воспитатель поддерживает рабочее настроение в группе.
9. Результаты самоподготовки (выполнение плана, достижение поставленных целей).

Просмотров: 11310 | Добавил: Интернат | Теги: самоподготовка., Школа молодого педагога | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 221 2 3 »
22 Интернат  
0
Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната
Авторы: Кузнецова Светлана Андреевна, воспитатель; Макарова Виктория Александровна, воспитатель

Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.
Практика показывает, что при организации самоподготовки в школе-интернате допускаются серьёзные методические ошибки. Воспитателями не достаточно чётко прорабатываются организационные моменты. Задания иногда выполняются с использованием классной доски, при этом наблюдается массовое списывание. Воспитатели проверяют все задания учащихся группы и даже выставляют отметки. Также практикуется многократное переписывание упражнений. Воспитатели мирятся с перегрузкой учеников домашними заданиями. Время окончания самоподготовки не выдерживается; имеют место случаи, когда самоподготовка начинается сразу же после уроков или после обеда и т. д.
Следует отметить, что способы организации и виды деятельности учащихся в каждой структурной части самоподготовки значительно совершенствуются от начальной школы к старшему звену, по мере того как развивается уровень сформированности организационной и познавательной самостоятельности школьников.(Смотри продолжение).


21 Интернат  
0
Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната (Продолжение)
При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:
закрепить навыки самообразовательной работы;
воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;
научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

20 Интернат  
0
Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната (Продолжение)
С 1 класса можно позволить младшим школьникам выполнять задания в индивидуальном темпе, но в пределах определенного времени. Следует приучать детей более рационально использовать время, которое предусматривается на самоподготовку, быстро и правильно подготовить свое рабочее место для занятий, сосредоточенно выполнять заданное. Чтобы правильно определить время, необходимое для выполнения домашнего задания, нужно периодически проводить выборочный хронометраж; а затем рассказывать детям, как идет работа у организованного ученика, и как нерационально тратит свое время несобранный ученик. Если большинство детей не справляются с заданием в определенное время, то необходимо попросить учителя внимательно относиться к объему домашнего задания. Процесс самоподготовки должен иметь определённую структуру.

19 Интернат  
0
Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната (Продолжение)

Опыт воспитателей показывает, что обязательными этапами самоподготовки являются:
подготовка детей к работе;
самостоятельное изучение материала;
самоконтроль и самооценка;
заключительный педагогический контроль.


18 Интернат  
0
Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната (Продолжение)
В организационной (установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий. На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности, как организация деятельности и формирования опыта (учащимся необходимо научиться рациональной организации своей деятельности, чтобы работа была продуктивной, а результаты положительными). Это приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, инструктаж. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (важно, чтобы ребёнок понимал, чем занимается, ради чего он это делает). Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха. Главными приёмами организации самоподготовки на установочном этапе являются: информирование, разъяснение, положительный пример, коллективная работа, практическая деятельность и укрепление веры в силы ребёнка. Вышеизложенные методы и приёмы наиболее эффективны в установочной части самоподготовки. Они способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.

17 Интернат  
0
Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната (Продолжение)

Самостоятельное выполнение домашнего задания активизирует деятельность ученика по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет её на поиск нужной информации, необходимой для успешного результата обучения.


16 Интернат  
0
Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната (Продолжение)
На этапе самостоятельной работы учащиеся овладевают способами действий, приёмами учебной работы. Деятельность по совершенствованию знаний, полученных на уроке, предполагает выполнение разнообразных упражнений, закрепление знаний по учебнику и по учебным пособиям, выполнение опытов, решение задач, чтение необходимой литературы. Большое внимание на этом этапе должно уделяться самопроверке, которая осуществляется с помощью установления аналогов с выполненными ранее заданиями, различия между решёнными заданиями и теми, которые предстоит решить. В отношении самостоятельности учащихся в процессе самоподготовки определяется её дидактическая цель, которая включает формирование у школьников таких общеучебных навыков, как планирование и организация учебной работы, самооценка и самоконтроль. Недостаточная эффективность работы школьников на самоподготовке объясняется именно недостаточным развитием навыков организации и планирования самостоятельной работы. Самостоятельная работа преследует цель закрепления навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учёбе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы.

15 Интернат  
0
Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната (Продолжение)

В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности. Метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение), метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения), метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование). Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.


14 Интернат  
0
Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната (Продолжение)

Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.


13 Интернат  
0
Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната (Продолжение)

Наиболее важным моментом при формировании способностей школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях школы-интерната является обучение их экономии времени и сил. Детей необходимо научить рациональному распределению своих сил, вооружить их техникой индивидуальной умственной работы, так как рамки самоподготовки ограничены. Экономное расходование времени при максимальном достижении результатов должно стать для каждого ученика правилом. Учащиеся должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Это поможет ему определить общее направление в работе, установить последовательность действий, представить перспективу. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда.


1-10 11-20 21-22
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)