Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 11:46

Сайт школы-интерната города Пскова

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Форум » Test category » Test forum » В помощь педагогу: дидактические материалы (Дидактические материалы (памятки, схемы...))
В помощь педагогу: дидактические материалы
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:25 | Сообщение # 61
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
11. Правила хорошего слушания
1. Заинтересованное отношение к собеседнику.
2. Уточняющие вопросы.
3. Парафраз по типу: «Правильно ли я понял, что?…» (со знаком вопроса в конце фразы).
4. Получение ответа на свой вопрос (это может быть: «Да», «Нет, неправильно», «Не совсем так, имею в виду..»)
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:25 | Сообщение # 62
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
10. Схема проведения дискуссии
Драматический текст (текст, содержащий противоречие)
Выделение предмета спора (постановка вопросов)
Первоначальные ответы – выражение мнений
Использование чужих мыслей в виде основы.
Конструирование гипотез
Разъяснение
Исследование понятий, проведение различных альтернатив, обобщение
Обоснование (испытание)
Обращение к критериям. Обращение к примерам.
Выражение встречных примеров
Оценка выводов
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:25 | Сообщение # 63
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка полемиста
1. Готовясь к дискуссии, полемике, выделите основные понятия, связанные с предметом спора. Уточните значение терминов, которые вы предполагаете использовать в обсуждении.
2. В процессе спора следите за тем, чтобы полемисты вкладывали в употребляемые понятия одинаковое содержание во избежание двусмысленности высказываний.
3. Не забывайте о такой опасной особенности восприятия, как «иллюзия понятности». Контролируйте своё знание и понимание употребляемых терминов.
4. Во время спора обращайте внимание на поведение своего оппонента. Старайтесь правильно соизмерять свои способности и возможности с силами противника.
5. Относитесь с уважением к взглядам и убеждениям оппонента. Спорьте с позицией оппонента, но не допускайте грубости, оскорблений, резких слов.
6. Сохраняйте спокойный тон, выдержку и самообладание.
7. Приступая к критике позиции оппонента, чётко определите для себя, каким способом опровержения вы будете пользоваться. Помните, что одним из наиболее действенных способов является опровержение ложного тезиса фактами.
8. Старайтесь применять в споре различные полемические приёмы: юмор, иронию, сарказм и др.
9. От ваших вопросов зависит качество ответов оппонента.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:27 | Сообщение # 64
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Доказательства и опровержения
Доказательство – это рассуждение, обосновывающее истинность некоторого суждения путём выведения его из других суждений, принимаемых за истинные.
Структура доказательства включает тезис – суждение, истинность которых доказывается, аргументы, или доводы, - суждения, с помощью которых обосновывается тезис. Демонстрация – логическая связь между аргументами и тезисом.
Аргументы, используемые при доказательстве:
1. Установленные общие положения:
- философские принципы,
- принципы рассматриваемой области науки,
- правила нравственности,
- нормы права.
2. Суждения, принимаемые в качестве очевидных:
- аксиомы научной теории,
- знания о психологии человека,
- в юридической практике – презумпция.
3. Удостоверенные суждения о фактах:
- в науке – данные эксперимента,
- в юридических доказательствах – проверенные показания свидетелей или протокол осмотра места преступления.
Способы доказательства
Прямое доказательство – доказательство, в котором истинность тезиса выводится из истинности аргументов без дополнительных предположений.
Косвенное доказательство – доказательство, в котором тезис обосновывается при помощи введения дополнительных суждений, не совместимых с тезисом.
Опровержение – рассуждение, устанавливающее ложность или необоснованность тезиса.
Опровержение тезиса – рассуждение, устанавливающее необоснованность тезиса путём доказательства ложности аргументов.
Опровержение демонстрации – рассуждение, устанавливающее ошибки в выведении тезиса из аргументов.
Правила доказательства
1. Тезис должен быть сформулирован ясно и точно.
1. Все ли слова и выражения тезиса понятны? Если нет, надо попытаться дать определение неотчётливо мыслимых понятий.
2. Отчётливо ли сформулировано, суждение, выражающее тезис ? Если тезис можно выразить при помощи простого суждения, то лучше всего использовать для этого категорическое суждение, поскольку у него наиболее точно выяснено качество и количество.
3. Считается ли тезис достоверно истинным суждением или истинным только вероятно, и если вероятно, то в какой степени?
2. Тезис должен оставаться постоянным на протяжении всего доказательства.
Правила по отношению к аргументам
1. Аргументы должны быть истинными суждениями.
2. Аргументы должны быть достаточным основанием для признания истинности тезиса.
3. Аргументы должны представлять собой суждения, истинность которых обосновывается независимо от тезиса.
4. Аргументы не должны противоречить друг другу.
Правило по отношению к демонстрации
Используемые в демонстрации умозаключения должны быть правильными, в них должны соблюдаться условия их применимости.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:27 | Сообщение # 65
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
3. Правила определения понятий
1. Соразмерность. В правильном определении объёмы определяемого и определяющего понятий должны совпадать, т.е. определяемое и определяющее понятия должны быть равнозначными.
2. Запрет круга. Определение не должно содержать в себе круга.
3. Отсутствие отрицания.
4. Ясность.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:28 | Сообщение # 66
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ, СПОРИТЬ.

Кое – что о понятиях и их признаках
Рассуждение – последовательность связанных по определенным правилам мыслей, процесс рождения новых мыслей или обоснования уже известных.
Логика – теория рассуждений и их элементов, которая отличает правильные рассуждения от неправильных на основании только их формы.
Понятие – мысль, которая обобщает объекты некоторого множества и выделяет это множество по отличительному для него признаку.
Множество – мыслимые вместе объекты.
Объект – это предмет, свойство или множество.
Предмет – то, что может иметь свойства или вступать в отношения, но само не является свойством или отношением.
Признак – наличие или отсутствие свойства или отношения. Признак является отличительным для данного множества, если он присущ только объектам данного множества и не присущ никаким другим объектам.
Объём понятия – множество объектов, выделяемых и обобщаемых в понятии.
Содержание понятия - признак, при помощи которого выделяются и обобщаются предметы интересующего нас множества.
Признак, достаточный для того, чтобы выделить интересующее нас множество объектов из всех остальных объектов, называется основным содержанием понятия.
Существенный признак – признак, без которого немыслимо данное понятие.
Отличительный признак – признак, присущий только объектам, входящим в объём данного понятия.
Равнозначными называют понятия, объёмы которых состоят из одних и тех же элементов.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:29 | Сообщение # 67
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка учащемуся (Как учиться, как готовиться к экзамену)
Как работать с учебным материалом, чтобы прочитанное лучше запомнить, усвоить?
Существуют различные методы усвоения прочитанного ма¬териала. Самый традиционный из них - метод повторения, при ко¬тором текст заучивают чуть ли не наизусть. Однако повторение способствует лишь механическому, поверхностному запоминанию. К тому же надо периодически повторять материал. В общем, это, на наш взгляд, контрпродуктивный метод.
Мы предлагаем другой метод - метод кодирования информа¬ции. При этом прочитанный текст надо подвергнуть глубокой об¬работке, но не механическому заучиванию. При обработке инфор¬мации необходимо как бы закодировать ее для хранения в памяти. Для этого проводите следующие мыслительные операции: осмыс¬ление и комментарий новых для вас данных, оценка их значения, постановка вопросов, сравнение новых сведений с ранее известны¬ми. Очень важно осмыслить и постоянно выявлять причинно-следственные связи, а также структурировать факты, сведения.
Такой метод, такая мыслительная работа помогут вам дейст¬вительно глубоко понять те или иные исторические события, фак¬ты и их место в историческом процессе и дадут само ощущение исторического процесса и действующих в нем закономерностей. И тогда вам обеспечен успех на любом экзамене!
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:30 | Сообщение # 68
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Схема изучения исторических событий (явлений).
1. Причины возникновения явлений.
1. Противоречия, вызвавшие явления, необходимость их преодоления.
2. Потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованных в разрешении этих преобразований.
2. Содержание явления, его развитие.
1. Важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешения противоречия.
2. Классовая направленность действий различных сил, сторон в борьбе за разрешение противоречий.
3. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии данного явления.
4. Последствия развития и значение явления.
1. Разрешение данным явлением назревавших противоречий.
2. Влияние данного явления на дальнейший процесс исторического развития.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:31 | Сообщение # 69
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Схема изучения исторических событий (явлений).
1. Время и место возникновения явления или события (явления).
2. Причины возникновения события или явления. Основные противоречия, вызвавшие события или явления.
3. Развитие (ход) события или явления.
4. Причины успеха (неуспеха) события или явления.
5. Значение данного события или явления.
Как дать оценку историческому событию.
1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определенных классов и общественных групп.
3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.).
4. Связь с другими подобными событиями.
5. Значение:
а) для участников события;
б) для последующего исторического развития.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:40 | Сообщение # 70
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка для анализа явлений общественной жизни.
1. Какими причинами вызвано изучаемое явление? Как оно повлияло на дальнейший ход событий?
2. Каковы основные черты явления и его особенности в данных исторических условиях?
3. Как изучаемое явление связано с другими явлениями, которые оказывали на него существенное влияние?
4. Было ли это неизбежным? Могло ли оно не произойти в сложившихся условиях?
5. Какое историческое явление однотипно с данным? В чем их сходство и различие?
6. Какие известные вам закономерности проявились в изучаемом вами явлении?

Обобщающая логическая схема - изучения исторических явлений.
1. Причины возникновения явления:
а) противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления;
б) потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
а) важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия;
б) социальная направленность действий различных сил, сторон, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
а) разрешение данным явлением назревших противоречий;
б) влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:41 | Сообщение # 71
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка на сравнение исторических событий и явлений
1. Проанализируйте события или явления, выделите линии сравнения.
2. Определите черты сходства и различия.
3. Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
4. Сделайте вывод из произведенного сравнения.
5. Свои действия можете оформить в текстовую таблицу.

Линии сравнения Общее Различное

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:41 | Сообщение # 72
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Характеристика цивилизации.
1. Природно-географические условия существования.
2. Особенности социально – экономического развития.
3. Особенности духовного развития (религия, уровень образования, науки и культуры, черты общественного сознания).
4. Нравственные ценности, нормы поведения.
5. Вклад в развитие мирового сообщества (собственная точка зрения).

Характеристика политического строя государства.
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
а) глава государства, его полномочия;
б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
в) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);
г) судебные органы;
д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;
е) местные органы власти.
5. Права граждан (подданных):
а) избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т.п.);
б) политические права и свободы;
в) личные права и свободы;
г) возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7. Краткая обобщенная оценка политического строя и перспектив его развития.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:43 | Сообщение # 73
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Характеристика политического строя государства.
1. Форма правления (монархия и республика).
2. Какой класс, часть класса, социальная группа, сословие находится у власти.
3. Политическое устройство государства.
1. Глава государства, его полномочия.
2. Законодательные органы (структура, способ формирования, функции, полномочия).
3. Исполнительные органы (способы формирования, функции, подчиненность).
4. Судебные органы.
5. Соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти.
4. Права граждан (поданных)
1). Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. п.)
2). Политические права и свободы.
3). Личные права и свободы.
4). Возможности использования провозглашенных законом прав.
5. Основание политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
6. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:44 | Сообщение # 74
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка для оценки общественного строя.
1. Каковы производительные силы общества, т.е.
а) средства производства (орудия труда, предметы труда),
б) кто работает, трудовые навыки людей.
2. Кому принадлежат средства производства (чья собственность).
3. Каковы отношения между людьми при производстве всего необходимого для жизни (производственные отношения, кто трудится, как распределяются результаты труда).
4. Есть ли классы? Если да, то, какие? Какие из них являются основными?
5. Каковы отношения между классами?
6. Кому принадлежит власть?
7. Существует ли государство? Если да, то какую роль оно выполняет?
8. Какие идеи господствуют в обществе?
9. На каком этапе, стадии своего развития (возникновение, зрелость, разложение, кризис) данный строй находится? Есть ли в нем пережитки прошлого строя? Есть ли в нем то, что свидетельствует о неизбежности перехода общества в будущем к новому строю?
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:44 | Сообщение # 75
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Характеристика войн
1. Причины воины, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4 Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам)
а) планы сторон в начале каждого этапа.
б) основные сражения и события.
в) военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.

Характеристика отдельного сражения и войны.
1. Время и место сражения (войны), какие государства воюют.
2. Какой строй в каждом из них.
3. Цели воюющих сторон, характер войны для обеих сторон (справедливая, несправедливая)
4. Численное соотношение сил противников, качество вооружения, подготовленность воинов.
5. Моральный дух войска, качества полководцев.
6. Ход сражения (войны).
7. Результаты.
8. Причины победы или поражения (для обеих сторон).
9. Последствия, значение.

 
Форум » Test category » Test forum » В помощь педагогу: дидактические материалы (Дидактические материалы (памятки, схемы...))
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)