Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 07:19

Сайт школы-интерната города Пскова

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Форум » Test category » Test forum » В помощь педагогу: дидактические материалы (Дидактические материалы (памятки, схемы...))
В помощь педагогу: дидактические материалы
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:45 | Сообщение # 76
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка – алгоритм к изучению материала о войнах
1. Причины и характер войны:
- основные противоречия, приведшие к войне;
- подготовка к войне, соотношение сил;
- планы сторон.
2. Ход войны (основные этапы):
- повод к войне и ее начало;
- основные этапы и главные сражения;
- окончание войны, условия мира, итоги.
3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

Характеристика общественных выступлений
1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстание, акция протеста или гражданского неповиновения и т.д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности.
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:45 | Сообщение # 77
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка – алгоритм к изучению материала по революции
1. Причины революции.
2. Задачи революции («зеркально» причинам).
3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
4. Класс-гегемон (класс - руководитель данной революции).
5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
6. Ход революции (основные этапы, их краткая характери¬стика).
7. Итоги революции.
8. Значение: а) международное; б) внутреннее

Характеристика революционных выступлений
1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Состав социальных участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинг, демонстрация, стачка, восстание, акция протеста или
гражданского неповиновения и т. д.)
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности.
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступлений, его результаты.

Памятка для изучения восстаний.
1. Причины крестьянской войны, восстания.
2. Предводитель восстания, его характеристика.
3. Начало восстания и его ход.
4. Участники восстания и их цели.
5. Причины поражения и историческое значение.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:45 | Сообщение # 78
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Основные черты феодальных центров
1. Местоположение феодального центра и характеристика природных условий.
2. Занятия населения. Города.
3. Социальные отношения.
4. Классовая борьба.
5. Управление.
6. Взаимоотношение с соседями.

Памятка для оценки крестьянской войны.
1. Причины крестьянской войны.
1) внутренние:
а) экологические, б) политические, в) социальные.
2) внешние.
2. Ход крестьянской войны.
а) характеристика предводителя. б) место основных сражений.
3. Характеристика движения.
а) охват территории, б) состав восставших, в) вооружение и организация восставших.
г) требования.
4. Итоги и значение крестьянской войны.

Характеристика революции.
1. Причины и характер революции.
1. Устаревшие общественные отношения и учреждения – тормоз дальнейшего развития страны.
2. Потребности различных классов и классовых групп в устранении устаревших отношений и учреждений.
2. Революционная ситуация и расстановка классовых сил накануне революции, их цели и идеи.
3. Движущие силы и ход революции.
1. Важнейшие события в ходе борьбы против старого, отжившего строя, роль в них различных классов.
2. Организация победившим классом, партией политической власти, ее важнейшие революционные преобразования, их классовая сущность.
3. Основные политические направления в революционном движении, причины их возникновения, цели, способы и результаты борьбы за достижение этих целей.
4. Взаимоотношения революционной страны с зарубежными странами.
4. Причины определенного исхода (победы или поражения революции.)
1. Степень зрелости экономических и политических предпосылок революции.
2. Соотношение революционных и контрреволюционных сил. Умение руководящего класса партии сплотить массы, руководить борьбой и решать задачи революции.
3. Роль внешних, международных отношений в исходе революции.
5. Значение революции.
1. Итоги: в какой мере решены революцией стоящие перед ней задачи.
2. Последствия революции для дальнейшего экономического, социального и политического развития страны.
3. Международное значение революции.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:46 | Сообщение # 79
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Характеристика народных восстаний.
1. Причины и характер народных восстаний.
а) социально-экономические противоречия.
б) положение различных классов и классовых групп и их потребностей, историческая и моральная оправданность борьбы угнетенных против угнетателей.
в) рост активности различных классов и классовых групп, их потребности и цели программы, их классовая направленность.
2. Движущие силы, направленность и ход восстаний (крестьянских войн)
а) важнейшие события в ходе восстания, роль в них различных классовых сил, руководители восстания, государство как выразитель интересов господствующего класса.
б) взаимоотношения между различными классовыми силами в ходе восстания.
в) окончание восстания, жестокая расправа с восставшими.
3. Причины поражения восстания (крестьянской войны)
а) ограниченность целей (программы), обусловленная социально-экономическим положением участников восстания.
б) неравенство в соотношении сил, материально-технической оснащенности и военной организации сторон.
4. Значение народного восстания.
а) воздействие войны на различные массы и классовые группы.
б) последствия войны для последующего социально-экономического развития страны.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:46 | Сообщение # 80
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Изучение предпосылок революции.
1. Оцени уровень развития производительных сил.
2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов и социальных классов и социальных групп, их роль в обществе их потребности.
3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производительными силами.
4. Выясните, как проявляются отдельные признаки революционной ситуации.
5. Определи, каковы задачи, характер, движущие силы назревающей революции.

Характеристика рабочего движения.
1. Страна, год выступления.
2. Причины выступления.
3. Размах движения.
4. Требования, цели рабочих.
5. Как действовали, боролись рабочие?
6. Направлялись ли действия единой организацией? Какой?
7. Результаты, значение выступления.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:47 | Сообщение # 81
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка – алгоритм характеристики исторической личности
1. Исторические условия, в которых происходит деятель¬ность личности.
2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
3. Интересы, какого класса (классов) выражает исторический деятель?
4. Значение его личных качеств.
5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка для оценки государственной деятеля.
1. Интересы, какого класса или социальной группы выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса или группы?
2. Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для достижения поставленных целей?
3. Какие средства и способы действия использовал для достижения поставленных целей? Оцените их.
4. Каких результатов добился своей деятельностью? Оцени их.

Памятка для оценки исторического деятеля.
1. Определите, интересы и цели, какой общественной группы или класса он
выражал (в целом или на разных этапах своей деятельности).
2. Оцените средства, применяемые им для достижения поставленных целей.
3. Выразите свое личное отношение к нему.
4. Дайте общую оценку деятеля (прогрессивный, революционный, республиканец и т.д.).
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля.
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах, каких общественных сил действовал герой Вашего описания.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества). Выскажите свое отношение к нему.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:47 | Сообщение # 82
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Характеристика исторического деятеля.
1. Представь и опиши историческую личность живой, с характерными внешними чертами (одежда, черты лица, манера говорить, держаться и т.п.)
2. Обрати внимание и подчерни в характеристике специфические внутренние признаки личности (ум, воля, отношение к окружающему миру и т.п.)
3. Запомни и изложи исторические наиболее важные факты общественной (трудовой, научной, политической, военной и т.п.) деятельности личности.
4. Уясни при изучении и подчеркни в характеристике классовый характер деятельности личности. (Какому классу была выгодна его деятельность.)
5. Подумай и скажи: какой новый по сравнению с предшественниками вклад внесла данная личность в историю? Была ли её деятельность прогрессивной, реакционной? Может быть, в ней сочетались черты прогрессивной и реакционной? В чем это выражалось, и каковы были причины этого?

3 компонента к оценке человеческого поведения.
1. Общественно-политические условия (общественный строй, политическая обстановка, в которых протекала интересующая нас деятельность).
2. Политическая оценка поступков, их объективные результаты независимо от вызвавших ее мотивов.
3. Моральная оценка поведения – оценка целей, побудивших человека к данным действиям, а также средств их достижения.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:48 | Сообщение # 83
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Характеристика и оценка исторического деятеля.
1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге), когда и в какой стране жил действовал этот исторический деятель; к какому социальному слою (общественной группе) принадлежал; какое воспитание получил; каковы были его жизненные цели, какие средства он использовал для их достижения.
2. Опишите его внешность, какие личные качества помогали ему идти к цели (и какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (что ему удалось осуществить).
4. Определите (по его делам, поступкам) значение его деятельности. Выскажите ваше отношение к данной личности.

Памятка участнику ролевой игры.
1. Внимательно изучи рекомендованную учителем литературу и проанализируй ее, выбери необходимый материал.
2. Рассмотри иллюстрации в учебнике и иных источниках, обращая внимание на внешний облик людей, предметы обстановки и быта.
3. Представь внешний облик человека, чью роль тебе предстоит исполнять, мысленно составь его биографию, надели чертами характера.
4. Зная принадлежность данного человека к определенной общественной группе, его род занятий, время, когда он жил, попытайся понять, что могло его волновать, какие чувства он мог испытывать.
5. Сопоставив внешний облик и внутренний мир своего героя, составь небольшой рассказ от его имени.
6. Чтобы придать убедительность рассказу, включи в него общеупотребительные слова и выражения того времени, героем которого был данный человек.
7. Предположи, какие вопросы могут возникнуть у других участников игры к твоему герою, попытайся подготовить ответы на них.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:48 | Сообщение # 84
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка участнику исторической игры.
1. Осознай, в чем состоит задача игровой ситуации.
2. Поверь в то, что происходит в данной ситуации.
3. Выбери роль, исходя из своего опыта, характера и интересов.
4. Тщательно готовься к игре, продумай свое выступление.
5. Чувствуй своих партнеров по игре, не перебивай их, внимательно прислушивайся к их выступлениям, реагируй на них.
6. Подчиняйся правилам игры.
7. Участвуй в подведении итогов, поставь себе оценку.
8. Оцени игровую ситуацию с точки зрения ее соответствия исторической реальности.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:49 | Сообщение # 85
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Памятка для анализа альтернатив в историческом процессе.
1. Сформулируйте сущность каждого из предложенных путей решения проблемы.
2. Выявите историческую обусловленность каждого из них.
3. Определите свое отношение к ним.
4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути решения.
5. Оцените последствия и значение осуществленного выбора.

Памятка для анализа альтернативы в оценках событий и личностей.
1. Сформулируйте сущность известных вам оценок исторического события (личности).
2. Выясните, какие критерии лежат в основе каждой из них.
3. Определите возможность сопоставления оценок.
4. Оцените, на какие источники опираются авторы этих оценок, их объективность.
5. Сделайте собственный выбор.
6. Предложите свою оценку.
7. Аргументируйте свою позицию.

 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:50 | Сообщение # 86
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Как составить синхронистическую таблицу
1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.
2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.
3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определенное время.
4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.
5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:50 | Сообщение # 87
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Историческое проектирование
Главные условия организации работы над проектом:
• профессионализм учителя, знание им особенностей проект¬ной методики, осознание широких возможностей развития творческих способностей учащихся в процессе проектной
деятельности;
• обучение учащихся и овладение ими технологией проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть пред¬мет исследования, определять гипотезу, планировать деятель¬ность); способность четко, систематически выполнять спла¬нированную работу;
• стремление учащихся участвовать в работе над проектом;
определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями;
• доступность для учащихся, информации о ходе проекта.
Методика проектной деятельности включает:
• выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата;
• определение цели и поэтапных задач;
• определение масштабов работы, средств и методов достиже¬ния цели, рамок интеграции с другими предметами, пред¬полагаемых сложностей, сроков, этапов работы;
• формулирование гипотезы проекта;
• выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников (при коллективном ис¬полнении проекта);
• информационное обеспечение проекта (можно выбрать уча¬щихся, отвечающих за выпуск информационного бюллетеня).
Этапы проектирования:
1. исходная разработка основных идей, констатация изученно¬сти проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуали¬зации, формулирование гипотезы;
2. разработка: выбор исполнителей (при коллективном испол¬нении проекта), формирование команды, распределение обя¬занностей, планирование работы, определение содержания
этапов, форм и методов управления и контроля;
3. реализация проекта: интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели, подготовка на¬глядно-графического материала, разработка аудио- и видеоряда проекта, контроль и коррекция промежуточных результатов;
4. завершение проекта: представление и защита проекта в классе, на конференции и т.д.; сопоставление первона¬чальных целей и результатов исследования, оценка и под¬ведение итогов.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:53 | Сообщение # 88
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Подготовка устного сообщения по теме.
При подготовке устного сообщения намечается и формулируется тема сообщения, затем определяется цель сообщения и адресат.
Сначала следует обозначить планируемое время говорения. После этого необходимо составить смысловой план сообщения и сформулировать пункты плана введения, основной части и заключения. Завершающий этап подготовки сообщения - отбор и запись напротив пунктов плана ключевых слов, словосочетаний.
План смыслового содержания.
Смысловая структура любого абзаца позволяет выделить в нем основной тезис, который может быть представлен ключевым предложением, словами или словосочетаниями. Эти единицы абзаца передают обобщенно его основное содержание. Другие отрезки текста детализируют основное содержание, примеры, аргументы, цифры и прочие данные, раскрывающие основной тезис. Ключевые предложения, словосочетания или слова могут использоваться как пункты плана будущего
устного сообщения или подачи автором информации в тексте.
Наиболее часто для формулирования пунктов плана используются:
1) именные словосочетания; 2) предложения; 3) вопросы.
Составление плана сообщения. Доклад, сообщение, выступление всегда делятся на логически завершенные отрезки, части, между которыми существуют отношения соподчинения, подчинения. Тема, включающая обычно подтемы различных уровней, может быть представлена в виде плана, к которому подбирается необходимый материал.
Доказательство. Доказательство служит для того, чтобы обосновать, аргументировать истинность того или иного высказывания. Оно строится следующим образом:
1) дается обоснованное утверждение, тезис;
2) приводятся факты, характеристики, сведения, с помощью которых подтверждается истинность данного утверждения, тезиса;
3) в заключение приводится еще раз подтвержденный, аргументированный тезис.
В доказательстве может быть опущена его первая часть, тогда оно сразу начинается со второго пункта.
Опровержение. При опровержении неправильного тезиса или положения соблюдается следующая последовательность развития мысли:
а) указывается неверный тезис, его источник, где и кем он был высказан, написан;
б) утверждается ошибочность, неточность или неправильность тезиса;
в) приводятся контрдоводы, факты, опровергающие ошибочность тезиса;
г) дается правильный тезис, заключающий опровержение.
Наиболее часто в опровержении используются следующие языковые фразы-клише: Это противоречит ...; Имеется противоположное мнение ... и т. д.
Определение понятия. Самым простым, наиболее устойчивым и логически строгим видом развертывания понятия является определение.
Определение понятия заключается в том, что понятие (видовое понятие — меньшего объема) соотносится с ближайшим родом (родовым понятием — большего объема), к которому оно принадлежит, и при этом даются признаки (или признак), являющиеся особенными для данного понятия (видовые отличия).
Формула определения: Видовое понятие= родовое понятие + видовые отличия.
В текстах очень часто определению соответствует объяснение понятия, имеющее усложненную структуру и более пространное описание, толкование понятия.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:53 | Сообщение # 89
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Средства раскрытия содержания понятий. Кроме определения, наиболее употребительными сходными с ним средствами раскрытия содержания понятий в научно-технической литературе являются:
1) указание — разъяснение значения слов путем перечисления предметов, явлений, называемых
этим словом;
2) описание — выделение внешних признаков предмета, явления, события;
3) характеристика — раскрытие наиболее выдающихся признаков предметов, явлений;
4) пояснение — раскрытие какой-либо частного понятия с определенной целью;
5) сравнение — пояснение одного понятия другим, более знакомым, ясным.
Повествование (сообщение). В повествовании фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в порядке временной последовательности отражаемых в сложных событий, их частей.
Структурными связями повествования являются:
1) прямая хронология;
2) обратная хронология;
3) прямая хронология с отступлениями.
Сообщение может содержать информацию о каком-либо событий, эксперименте, испытании, факте. В сообщении выделяются констатирующие части текста, содержащие только факты, и комментирующие части текста, содержащие уточнения, объяснения, обоснования, сравнения, оценки фактов. Для сообщения о процессах, событиях, явлениях характерно деление сообщении на отдельные фазы и периоды. В соответствии с этим употребляются глаголы, адекватные началу, ходу, общему и прогрессирующему изменению, окончанию и завершению повествования.
Описание (характеристика) — развертывание основной мысли, главного тезиса. В описании фразы объединяются общей темой и следуют одна за другой в порядке структурных связей между сторонами, частями, элементами отражаемого в речи объекта, предмета, явления или повторяющегося процесса.
Рассуждение предполагает строго логическое развертывание главного суждения в тексте высказывания. В рассуждении фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в логической последовательности движения мысли к выводу. Важно усвоить следующие структурные элементы рассуждения:
1) доказательство или опровержение:
а) от посылок, фактов к выводу;
б) от тезиса к аргументам и от них — к выводу;
2) познавательное движение:
а) от явления к сущности;
б) от фиксирования изменений к анализу их причин;
в) от рассмотрения качественных характеристик предмета или явления к изучению его количественных параметров;
г) от элементов к их связям;
д) от установления закона, его содержания к раскрытию форм проявления его в различных условиях;
3) движение от конкретного к абстрактному и наоборот.
Совмещение различных видов развертывания основной мысли. В текстах часто можно встретить совмещение различных видов развертывания основной мысли:
определения (объяснения), описания (характеристики), повествования (сообщения) и рассуждения.
В описательных текстах встречаются рассуждения, а в рассуждениях — описания. Очень часто в явных описаниях сами события, действия могут фиксироваться в их синхронной соотнесенности.
 
ИнтернатДата: Суббота, 20.03.2010, 10:53 | Сообщение # 90
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Репутация: 4
Статус: Offline
Учись слушать
1. Приведи в порядок рабочее место – пусть ничто не отвлекает внимание.
2. Настройку на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслабленно тело, расслабляется и внимание.
3. Вникни в формулировку темы лекции.
4. Осознай поставленную цель.
5. Изучи план лекции.
6. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе – таким образом учитель выделяет главные, существенные мысли.
7. Старайся представить услышанное.
8. Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.

Учись вести записи с голоса.
1. Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми ее.
2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
3. Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, те без которых не теряется главный смысл.
4. Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы, закончит запись дома.
5. Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).
6. Если в лекции встречаются непонятные места – оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.
7. Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т.д.).
8. В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т.д.

 
Форум » Test category » Test forum » В помощь педагогу: дидактические материалы (Дидактические материалы (памятки, схемы...))
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)